В статье анализируется теория социальных потребностей Дэвида Макклелланда и возможности ее применения для изучения мотивации выбора профессии студентами управленческих специальностей. В соответствии с концепцией Д. Макклелланда в мотивационно-потребностной структуре личности можно выделить доминирующий мотив, активизирующий действия человека. К доминирующим мотивам Д. Макклелланд относит три основных: мотив власти, мотив достижения (успеха) и мотив принадлежности. Данные мотивы отражают внутренние потребности человека и его стремления. В статье анализируются выделенные три типа мотивов как факторы, влияющие на трудовую деятельность человека и отражающие его первостепенное цели и задачи в профессиональной сфере. Кроме того, дается характеристика и описание особенностей людей с выраженными мотивами. Также рассматриваются результаты различных исследований, проведенных на основании теории социальных потребностей и ряда других концепций, основанных на выявлении доминирующих мотивов у разных групп работников. В статье приводятся результаты исследования по определению выраженных мотивов при выборе профессии у студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», проведенного в декабре 2014 г. в Российском университете дружбы народов. Полученные результаты анализируются и интерпретируются согласно теории социальных потребностей Д. Макклелланда.
The article analyzes David McClelland’s theory of social needs and the perspectives of its application for identifying students’ motivation for choosing management professions. According to the theory of McClelland, in the motivational structure of personality there is always a dominant motive triggering actions. McClelland considers three basic motives to be such: motive of obtaining power, motive of achieving success and motive of affiliation. These motives reflect inner needs and aspirations of every person. The article analyzes three motives as factors affecting work activities and reflecting individual primary aims and goals in the professional sphere. The authors describe characteristic features of people with pronounced motivation; discuss the results of various studies based on the theory of social needs and other concepts aiming to identify the dominant motives of different groups of workers. The article presents the results of the study of the students’ basic motives to choose the profession ‘state and municipal management’ conducted in December 2014 at the Peoples’ Friendship University of Russia. The results of the survey were interpreted in the context of McClelland’s theory of social needs.