В статье анализируются философские основания византийского исихазма в контексте рассмотрения взаимосвязи человека и Бога в нетварном Свете в учениях, предваряющих поздний исихазм, а также в доктрине Григория Паламы. Прослеживается становление исихазма как направления византийской мысли, начиная с раннего периода истории восточной христианской империи. В этом плане показаны концепции отцов-пустынников (Евагрия Понтийского и Макария Великого), Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Григория Синаита. Важнейшие философские идеи святоотеческой традиции представлены в статье как постепенное формирование целостной мистико-христианской доктрины исихазма. Особое внимание уделено антропологическим и эпистемологическим идеям теологии Григория Паламы и паламитов, составившим особое аксиологическое пространство поздневизантийского ареала культуры. В связи с этим рассматривается специфика исихастского религиозного гносиса, выраженная Паламой в описаниях путей и возможностей постижения человеком Бога через нетварный Фаворский свет. Сущность Богопознания передана концепцией византийского мыслителя о преображенной природе человека, совершенной и обоженной посредством глубокого восприятия Божественного света. «Фаворский свет» исихазма есть средство, связывающее человека и Творца в духовное единство и превращающее природу индивида в светоносное начало. Преображение человека, его светоносность «по благодати» делают человека и Бога сопоставимыми и в то же время несравнимыми ни с каким другим сотворенным существом. Движение к светоносному преображению человека показано как двуединый процесс - от Бога к человеку и от человека к Богу, т. е. как взаимодействие теозиса и кенозиса.
The authors take into consideration the philosophical foundations of the Byzantine Hesychasm in the context of interrelationship between the human being and God in the uncreated Divine Light. Some doctrines that precede the late Hesychasm and Gregory Palama and Palamites’ teaching are analyzing in this sense. The forming of Hesychasm as a trend of the Byzantine thought is discussed in the article, starting from the early period of the history of the Eastern Christian Empire. The article gives a survey of conceptions by Hermit Fathers (Evagrius Ponticus, and Macarius of Egypt), John Climacus, Maximus the Confessor, Gregory of Sinai. The most important philosophical ideas of the Eastern Patristics are presented as a gradual emergence of the coherent mystical Christian doctrine of the Hesychasm. The authors pay a special attention to the reflection of the anthropological and epistemological provisions of the theology of Gregory Palama. The peculiarity of the Hesychast religious gnosis is considered. The essence of the God-knowing process is reflected by the Byzantine thinker’s teaching about the transfigured nature of the human being, that has become perfect and deified due to the deep perception of the Divine light. The Hesychast Tabor light is a mean of the human and God’ spiritual unity that converted a nature of an individual into luminous beginning. The movement to the luminous transfiguration of the human is demonstrated as a twofold process - from God to the human and, vice versa, from the human to God.