Цель исследования - получить объективную информацию, обычно не учитываемую в официальных документах, которая, возможно, поможет улучшить результаты обучения и снизить необоснованные затраты государства при подготовке медицинских кадров. Материал и методы. Студентами и преподавателями совместно была разработана онлайн-анкета. В анкетировании приняли участие 454 студента медицинских вузов и медицинских факультетов из разных городов РФ. В статье были обсуждены следующие вопросы и их взаимосвязь между собой: балл ЕГЭ при поступлении, довузовский «анамнез» студентов, образование и работа родителей, от чего зависят успехи учебы, вопросы учебной нагрузки и соответствия университетских требований возможностям и способностям, а также абитуриентским ожиданиям. Особое внимание в данной работе уделено оценке студентами качества образования, в том числе теоретического и практического, самооценке уверенности владения практическими навыками на манекенах, симуляторах и человеке. Кроме того, обсуждены вопросы внеучебной деятельности молодежи и аспекты будущей работы. Выводы. 1) Для повышения эффективности высшего медицинского образования и оптимизации затрачиваемых на это финансовых средств необходимо разрабатывать пути реализации персональных траекторий в вузовском обучении. 2) Целесообразно активизировать проведение молодежной политики, направленной на укрепление гражданской позиции студентов. 3) Высокий уровень неудовлетворенности студентов практической частью образования наряду с низкой самооценкой уверенности при демонстрации врачебных и доврачебных навыков обусловливает необходимость пересмотреть структуру и географию проведения производственной практики. 4) При ограниченной возможности получения практического опыта на человеке целесообразно максимально широко использовать медицинские симуляторы на семинарских занятиях, добиваясь свободного владения всеми практическими навыками, необходимыми для осмотра пациента, диагностики и оказания экстренной доврачебной и врачебной помощи.
The aim of the study was to obtain objective information, usually not taken into account in official documents, which could possibly help to improve educational outcomes and reduce unreasonable costs to the state in training medical personnel. Material and methods. An online questionnaire was jointly developed by students and teachers. 454 students of medical universities and medical faculties from different cities of the Russian Federation participated in the questionnaire. The paper discusses the issues of USE score at admission, pre-university history of students, education and work of their parents, on what depends the success of studies, issues of study load and compliance of university requirements with capabilities and abilities, as well as applicants' expectations. Special attention in this paper is paid to students' assessment of the quality of education, including theoretical and practical education, self-assessment of confidence in practical knowledge on mannequins, simulators and humans. In addition, the issues of extracurricular activities of young people and aspects of future work were discussed. Conclusion. 1) In order to increase the efficiency of higher medical education and optimise the financial resources spent on it, it is necessary to develop ways of implementing personal trajectories in university education. 2) It is expedient to intensify the implementation of youth policy aimed at strengthening the civic position of students. 3) The high level of student dissatisfaction with the practical part of education, together with low self-assessed confidence in demonstrating medical and pre-hospital skills, necessitates a review of the structure and geography of internships. 4) The high level of students' dissatisfaction with the practical part of education.