Для определения необходимости проведения ремонтных мероприятий, видов ремонтных мероприятий и их очередности на сети автомобильных дорог необходимо оценить их текущее состояние. Различными исследованиями предлагаются укрупненные критерии оценки состояния автомобильной дороги, в основном базирующиеся на продольной ровности и наличии разрушений покрытия: индекс состояния покрытия PCI, индекс состояния поверхности SCI, общий индекс состояния покрытия городских улиц и дорог OPCI, индекс состояния поверхности дорожного покрытия PSCI и др. В РФ состояние автомобильных дорог оценивается путем определения значений продольной ровности, коэффициента сцепления, состояния покрытия и модуля упругости. При этом определение модуля упругости для автомобильных дорог регионального и местного значения в рамках ежегодной диагностики в условиях ограниченного финансирования является малоэффективным и нецелесообразным. Авторами введен комплексный показатель уровня эксплуатационного обслуживания, основанный на значениях коэффициента сцепления, продольной ровности и состояния покрытия. Применение этого показателя позволит повысить эффективность планирования ремонтных мероприятий на сети автомобильных дорог. Предлагается метод оценки состояния автомобильных дорог, состоящий из двух этапов. На первом этапе определяется уровень эксплуатационного облуживания и выявляются локальные участки, имеющие значительные деформации и разрушения. На втором этапе определяются причины развития значительных деформаций и разрушений путем проведения геологических, гидрометрических и геодезических исследований. Такой подход позволит в условиях ограниченного финансирования снизить расходы на проведение ежегодной диагностики автомобильных дорог без снижения ее эффективности.
To determine the need for repair measures, types of repair measures and their priority on the highway network, it is necessary to assess their current condition. Various studies have proposed enlarged criteria for assessing the condition of the highway, mainly based on longitudinal flatness and the presence of pavement damage: PCI coating condition index, SCI surface condition index, OPCI general index of the condition of urban streets and roads, PSCI surface condition index, etc. In the Russian Federation, the condition of highways is assessed by determining the values of longitudinal evenness, coefficient of adhesion, coating condition and modulus of elasticity. At the same time, determining the modulus of elasticity for highways of regional and local significance within the framework of annual diagnostics in conditions of limited funding is ineffective and impractical. The authors introduced a comprehensive indicator of the level of maintenance, based on the values of the coefficient of adhesion, longitudinal evenness and the condition of the coating. The use of this indicator will improve the efficiency of planning repair activities on the highway network. A method for assessing the condition of highways consisting of two stages is proposed. At the first stage, the level of operational maintenance is determined and local areas with significant deformations and failures are identified. At the second stage, the causes of the development of significant deformations and destructions are determined by conducting geological, hydrometric and geodetic studies. This approach will allow in conditions of limited funding. reduce the cost of annual road diagnostics without reducing its effectiveness.