Технологии развития проектной активности у студентов театральных вузов как ценностная профессиональная ориентация

Введение. Современная система высшего образования подвержена изменениям, особенно в области гуманитарных дисциплин. Это требует формирования в учебном процессе целого спектра определенных компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся для развития их профессиональной деятельности. В частности, повышается значимость формирования основ проектной методики при обучении студентов театральной направленности. При всей важности изучения методологических аспектов проектной деятельности, продвижение в сфере театрального образования идет медленно, зачастую реализуется интуитивно, без достаточной методологической проработки. Цель исследования состоит в выявлении теоретико-методологических оснований использования проектных методов в обучении студентов театральных вузов, способствующих их творческому развитию и профессиональной самореализации личности. Методология и методы: проектная методология; методы теоретического исследования, в рамки которого включен междисциплинарный анализ, метод сопоставительного исследования, метод проектирования, метод наблюдения и теоретического моделирования. Результаты. Представлен алгоритм модели театрально-творческой и художественной проектной деятельности; дается оценка понятию «проектная методика». Рассматриваются общие методические принципы развития активности у студентов театрального профиля. Уточняется взаимосвязь проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе. Анализируются компоненты проектной методики, позволяющей развивать коммуникативную, учебную и культурологическую компетенции студентов театральных вузов. Наблюдения в вузах театрального профиля показали, что преподавание творческих дисциплин и самостоятельная работа обучающихся по «проектной модели» приводит к положительным изменениям в составе, как коллективного, так и индивидуального познавательного опыта. Заключение. Проектные технологии можно рассматривать как дидактический метод формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов театрального профиля, необходимых для дальнейшего их трудоустройства, способных к поисковой практике, навыкам анализа, самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

Introduction. The modern higher education system is subject to change, especially in the humanities. This requires the formation in the educational process as a whole of a number of certain competences that students should master for the development of their professional activity. In particular, the formation of the basics of project methodology is becoming increasingly important in the education of theatre students. Despite the importance of studying methodological aspects of project activity, progress in the field of theatre education is slow, often implemented intuitively, without sufficient methodological elaboration. The aim of the study is to identify the theoretical and methodological basis for the use of project methods in the education of theatre students, contributing to their creative development and professional self-realisation of personality. Methodology and methods: project methodology; methods of theoretical research, including interdisciplinary analysis, comparative research, design, observation and theoretical modelling. Results. This paper presents the algorithm of the model of theatre-creative and artistic project activity. The concept of 'project methodology' is evaluated. The general methodological principles of activity development in theatre students are considered. The interrelation of project and research activities in the educational process is specified. The components of the project methodology that allow developing communicative, educational and cultural competences of theatre students are analysed. Through observations conducted in theatre universities, it was demonstrated that the teaching of creative disciplines and the independent work of students according to the 'project model' leads to positive changes in the composition of both collective and individual cognitive experience. Conclusion. It can be argued that project technologies represent a didactic method of cultivating the general cultural and professional competencies of theatre students that are essential for their subsequent employment. These competencies include the capacity to search for practice, analyse, engage in independent creative and research activities.

Publisher
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
42-56
Status
Published
Volume
10
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
Keywords
project methodology; project; project activity; project method; methodology; student; Theatre University; creativity; communication; culture; проектная методология; проект; проектная деятельность; метод проектов; методика; студент; театральный вуз; творчество; коммуникация; культура

Other records

Ефименко Е.С.
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. Тверской государственный университет. 2024. P. 125-135