В статье рассматриваются теоретические предпосылки использования зрительных иллюзий для изучения особенностей зрительного восприятия лиц в енорме и патологии. Теоретический анализ литературы показал, что результаты исследований достаточно противоречивы и неоднозначны. Для ответа на исследовательский вопрос о возможности использования зрительных иллюзий в качестве измерительного инструмента было проведено пилотажное исследовании. В эмпиричном исследовании иллюзия Мюллера-Лайера предъявлялась нормотипичным детям и детям с установленным диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС). Результаты исследования не выявили статистически значимых различий в особенностях субъективного восприятия длины отрезков иллюзии, однако показано, что в любом случае дети с РАС склонны заострять (завышать или занижать) размеры воспринимаемого предмета по сравнению с нормотипичными детьми.
The article deals with theoretical prerequisites of using visual illusions to study the peculiarities of visual perception in norm and pathology. Theoretical analysis of the literature has shown that the results of research are rather contradictory and ambiguous. To answer the research question about the possibility of using visual illusions as a measurement tool, a pilot study was conducted. In the study, the Muller-Lyer illusion was presented to normotypic children and children with the diagnosis of autism spectrum disorder (ASD). The results of the study did not reveal statistically significant differences in the peculiarities of subjective perception of the length of the illusion segments, but it was shown that in any case children with ASD tend to sharpen (overestimate or underestimate) the size of the perceived object in comparison with normotypic children.