Умение учиться: от Сократа до цифровых платформ

Умение учиться находится в фокусе внимания педагогов и наставников с древнейших времен и сегодня, в условиях высокой неопределенности и антропологических рисков, приобретает особую актуальность. В статье представлен краткий очерк истории формирования данного умения у школьников (в основном в отечественной системе образования). Проанализированы особенности основных психолого-педагогических подходов к развитию общеучебных умений (универсальных учебных действий, метакогнитивных компетенций), первый из которых (в определении авторов soft через soft) предусматривает их непосредственное освоение, второй (soft через hard) - в ходе изучения предметного материала, который должен быть модифицирован соответствующим образом. Показана важность цифровых инструментов в организации учебной деятельности современного школьника. Раскрыты модульная структура и содержание курса «Учусь учиться» для 3-11 классов, представленного на школьной цифровой платформе СберКласс, а также специфика контента для начальной, основной и старшей школы. Приведены примеры учебных заданий.

The ability to learn has been in the focus of attention of teachers and mentors since ancient times and today, in conditions of high uncertainty and anthropological risks, it becomes especially relevant. The article presents a brief outline of the history of the formation of this skill among schoolchildren (mainly in the domestic education system). The features of the main psychological and pedagogical approaches to the development of general educational skills (universal educational actions, metacognitive competencies) are analyzed, the first of which (in the definition of the authors soft through soft) provides for their direct development, the second (soft through hard) - during the study of the subject material, which should be modified accordingly in a way. The importance of digital tools in the organization of the educational activity of a modern student is shown. The modular structure and content of the course Learning to Learn for grades 3-11, presented on the school digital platform SberClass, as well as the specifics of the content for primary, primary and high school are disclosed. Examples of training tasks are given.

Authors
Браташ В.С.1, 2 , Ермаков Д.С. 2, 3
Publisher
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
34-42
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Санкт-Петербургский государственный университет
  • 2 ООО «СберОбразование»
  • 3 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Keywords
task; module; education; SberClass; topic; teaching; задание; модуль; образование; СберКласс; тема; учение

Other records