Русское странничество в системе культурно-антропологического кода

Введение. В статье исследуется социальный институт странничества как феномен русского культурного кода в его эволюции и формировании традиции социальной практики. Теоретический анализ. Автор использует как методологию культурологического исследования, так и подходы социологии знания, философско-антропологический и цивилизационный анализы для целостного понимания явления странничества. В рамках культурно-исторического рассмотрения предлагается перспектива двух периодов становления этой традиции – времени калик-перехожих и последовавшего периода секуляризации и обмирщения. Утверждается, что дифференциация этапов выступает эпифеноменом смены антропологической парадигмы и возникает при номиналистической десакрализации народного бытования в целом, к которой приводят прогрессистские реформы и ориентация на модернизирующееся западноевропейское общество. Эмпирический анализ. Используется подход классической философской антропологии с концепциями трансцендирования М. Шелера и эксцентрической позиции Х. Плеснера как детерминант человеческой природы. При этом интернальная ориентация на трансцендентное в традиции странничества указывает на специфичность цивилизационной идентичности, в рамках которой она оказывается возможной, и которая сама противопоставляется утилитаристской прагматике, формирующей феномен общества потребления. Заключение. Формулируется вывод, согласно которому странничество выступает как элементом отечественного культурного наследия, так и инструментом понимания более фундаментальных философских оснований российской цивилизации.

Introducton. The article examines the social institution of pilgrimage as a phenomenon of the Russian cultural code in its evolution and formation of the tradition of social practice. Theoretical analysis. The author uses both the methodology of cultural research and the approaches of the sociology of knowledge, philosophical-anthropological and civilizational analysis for a holistic understanding of the wandering phenomenon. Within the framework of cultural and historical analysis, the perspective of two tradition formation periods is proposed - the time of the kalik–transients and the subsequent period of secularism and secularization. It is argued that the differentiation of these stages acts as an epiphenomenon of the change in anthropological paradigm and arises from the nominalistic desacralization of folk existence, which is led by progressive reforms and orientation towards a modernizing Western European society. Empirical analysis. The author uses the approach of classical philosophical anthropology together with the concepts of transcendence by M. Scheler and the eccentric position of H. Plesner as a determinant of human nature. At the same time, the internalistic orientation towards the transcendent in wandering tradition indicates the specificity of civilizational identity, within which it turns out to be possible, and which itself is opposed to utilitarian pragmatics, that forms the phenomenon of consumer society. Conclusion. It is concluded that Russian pilgrimage is both an element of the national cultural heritage and an instrument for understanding the more fundamental philosophical foundations of Russian civilization.

Number of issue
4
Language
Russian
Pages
380-387
Status
Published
Volume
24
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
cultural code; wandering; philosophical anthropology; kaliki-transients; tradition; social institution; sacredness; ancient Russian culture; культурный код; странничество; философская антропология; калики-перехожие; традиция; социальный институт; сакральность; древнерусская культура

Other records

Железняк Н.Е.
Психология образования в поликультурном пространстве. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина". 2024. P. 6-19