ДИАДИЧЕСКАЯ И ТРИАДИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ ЗНАКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Постановка задачи. В статье на материале работ ряда ученых (Ф. де Соссюр, Ч. Пирс, Р. Якобсон) анализируются знак и знаковая функции согласно теории, сходства и различия. Рассматриваются диадическая и триадическая модели знака, а также символические, иконические и индексальные знаки. Результаты. Описаны различия в понимании знака и слова этими учеными. Дается анализ развития семиотического мышления, понимания функций слова представителями разных лингвистических школ или направлений, а также разных профессиональных компетенций. Определены источники, причины или истоки того или иного подхода к знаку. Выявлена связь между различными идеями приверженцев семиотической мысли, кажущиеся «контринтуитивными», то есть вопреки интуиции или ожиданиям здравого смысла. Делается попытка объяснить, что в науке семиотике важны социальные отношения, которые могут способствовать установлению связи между лингвистикой, логикой и повседневной жизнью. Выводы. Согласно Де Соссюру, знак является объединением обозначаемого объекта (смысла) и его обозначения (звука или письменного символа). Видение значения знака и слова согласно теории, предложенной де Соссюром, основано на принципе двойственности и относительности. Согласно Ч. Пирсу, теория знаков имеет триадическую форму. Пирс утверждает, что значение знака формируется в процессе его использования и взаимодействия с другими знаками. Р. Якобсон, в свою очередь, определил шесть функций языка, в ряду которых коммуникативная функция занимает центральное место. Он считает, что знаки в языке имеют двойственную природу - они одновременно передают информацию и устанавливают социальные отношения между говорящими.

Problem statement. The article, based on the work of some scientists (F. de Saussure, Ch. Pierce, R. Jacobson), analyzes the sign and sign functions from the point of view of these scientists, similarities and differences. Dyadic and triadic models of the sign, as well as symbolic, iconic and indexical signs are considered. Research results. The differences in the understanding of a sign and a word by these scientists are described. An analysis is given of the development of semiotic thinking, understanding of the functions of words by representatives of different linguistic schools or directions, as well as different professional competencies. The sources, reasons or origins of different approaches to the sign are determined. A connection is revealed between various ideas of adherents of semiotic thought, which seem “counterintuitive”. An attempt is made to explain that semiotics is important to social relationships that will bridge from linguistics and logic to everyday life. Conclusion. De Saussure believes that a sign is a combination of the designated object (meaning) and its designation (sound or written symbol). De Saussure's vision of the meaning of a sign and a word is based on the principle of duality and relativity. According to Ch. Pierce, the theory of signs has a triadic form. Peirce argues that the meaning of a sign is formed through its use and interaction with other signs. R. Jacobson, in turn, identified six functions of language, among which the communicative function occupies a central place. He believes that signs in language have a dual nature - they simultaneously convey information and establish social relationships between speakers.

Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный технический университет"
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
39-50
Status
Published
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
sign; meaning; information; culture; values; dyadic triangle; triadic triangle; cultural coding; знак; смысл; информация; культура; значения; диадический треугольник; триадический треугольник; культурное кодирование

Other records

Иванов А.В., Алиярова С.Р., Иванов В.А., Алияров Р.А., Шабаев Р.М., Максанов С.Д., Есион Г.А.
Вестник Медицинского института непрерывного образования. Российский биотехнологический университет. Vol. 4. 2024. P. 119-124