Русская идиома «китайская грамота» подразумевает запутанность, сложность того или иного предмета. Для студентов, в частности, обучающихся в Российском университете дружбы народов, трудностью в изучении китайского языка является также факт недостаточного наличия учебных материалов, основанных на диалогах и разборе кейсов, весь курс по дисциплине основан на русском образе мышления. В статье представлен подробный анализ текущих проблем с учебными материалами для вузов на китайском языке в России. В контексте активного роста интереса к изучению китайского языка в России возникла необходимость в создании вспомогательных материалов, направленных на развитие навыков устной речи и аудирования. Несмотря на наличие множества качественных учебников по китайскому языку, эти издания зачастую недостаточно обеспечены аудио- и видеоматериалами, которые способствуют улучшению разговорных навыков. Таким образом, целью данной статьи является разработка устных учебных материалов, дополнительно поддерживающих существующие учебные пособия по китайскому языку. Основным методом исследования стал анализ существующих учебных пособий по китайскому языку, используемых в российских образовательных учреждениях, а также определение недостатков в аспектах аудирования и устной практики. Дополнительно был проведён опрос среди студентов и преподавателей, который позволил выявить ключевые потребности в развитии устных навыков. На основе полученных данных были разработаны аудиотренировки, диалоги и упражнения на закрепление устной речи, адаптированные под разные уровни владения языком. Как показало исследование, многие учебники недостаточно сосредоточены на создании естественной языковой среды для студентов. Разработанные аудиоматериалы были апробированы в группах изучающих китайский язык, что позволило выявить положительную динамику в усвоении материала и значительное улучшение разговорных навыков. Студенты отметили, что новые материалы способствуют повышению уверенности в устной речи, улучшению восприятия китайской речи на слух и быстрому расширению лексического запаса. Создание устных учебных материалов, адаптированных к существующим учебникам, является важным шагом на пути к совершенствованию процесса изучения китайского языка в России. Дальнейшие исследования в этой области могут включать расширение использования мультимедийных ресурсов и технологий искусственного интеллекта для индивидуализации обучения.
The Russian idiom "Chinese literacy" implies the intricacy, complexity of a particular subject. For students, in particular, studying at the Peoples' Friendship University of Russia, the difficulty in learning Chinese is also the fact that there is insufficient availability of educational materials based on dialogues and case analysis, the entire course in the discipline is based on the Russian way of thinking. The article presents a detailed analysis of the current problems with educational materials for universities in Chinese in Russia. In the context of the active growth of interest in learning Chinese in Russia, it became necessary to create auxiliary materials aimed at developing oral and listening skills. Despite the availability of many high-quality textbooks on the Chinese language, these publications are often insufficiently provided with audio and video materials that help improve conversational skills. Thus, the purpose of this article is to develop oral educational materials that additionally support existing textbooks on the Chinese language. The main research method was the analysis of existing textbooks on the Chinese language used in Russian educational institutions, as well as the identification of shortcomings in aspects of listening and oral practice. Additionally, a survey was conducted among students and teachers, which revealed the key needs for the development of oral skills. Based on the data obtained, audio trainings, dialogues and exercises for fixing oral speech were developed, adapted to different levels of language proficiency. As the study showed, many textbooks do not focus enough on creating a natural language environment for students. The developed audio materials were tested in groups of Chinese language learners, which revealed positive dynamics in the assimilation of the material and a significant improvement in conversational skills. The students noted that the new materials help to increase confidence in oral speech, improve the perception of Chinese speech by ear and rapidly expand the vocabulary. The creation of oral educational materials adapted to existing textbooks is an important step towards improving the process of learning Chinese in Russia. Further research in this area may include expanding the use of multimedia resources and artificial intelligence technologies to individualize learning.