В статье рассмотрены отдельные проблемы адаптации оперного искусства как развлекательной индустрии к условиям медиакоммуникации. Цель исследования связана с определением, с одной стороны, механизма использования оперным искусством коммуникативного потенциала медиа для создания нового опыта взаимодействия со зрителями и поклонниками, а с другой, процессов использования самими медиа пространства культурной коммуникации. Такая двойная роль медиа создает новые смыслы внутри культурного ландшафта оперного искусства. На основе описательного метода показано, что адаптация оперного искусства к ландшафту медиакоммуникации оказывает влияние на изменяющиеся форматы репрезентации исполнительского искусства, создавая как благоприятные, так и менее благоприятные эффекты в системе взаимодействия с аудиторией. Также показано влияние этого процесса на транслируемые культурные коды, что приводит к формированию новых «сетевых смыслов». Тем самым адаптация оперного искусства к условиям медиакоммуникации порождает эффекты культурной и медиаконвергенции, что является знаковой чертой постмодерна. Полученные результаты обогащают область исследований медиакоммуникации и в известной степени расширяют понимание такого нового явления, как культурная конвергенция. Ключевой вывод работы заключается в признании способности технических инноваций активировать культурную модернизацию у самых ее основ - на уровне языка.
The article explores specific challenges in adapting opera as part of the entertainment industry to the conditions of media communication. The research aims to identify, on one hand, the mechanism by which opera utilizes the communicative potential of media to create new experiences for interaction with viewers and fans, and on the other, the processes by which media themselves utilize the space of cultural communication. This dual role of media creates new meanings within the cultural landscape of opera art. Utilizing a descriptive method, it is demonstrated that the adaptation of opera to the landscape of media communication influences the changing formats of performing arts representation, generating both favorable and less favorable effects in the system of audience interaction. The study also highlights the impact of this process on the transmitted cultural codes, leading to the formation of new ‘‘networked meanings’’. Thus, the adaptation of opera art to media communication conditions generates effects of cultural and media convergence, marking a significant feature of postmodernity. The results enrich the field of media communication studies and to some extent broaden the understanding of such a new phenomenon as cultural convergence. The key conclusion of the work is the recognition of the ability of technical innovations to activate cultural modernization at its core - at the level of language.