В статье рассматриваются проблемы и перспективы производства грузового транспорта как отрасли автомобилестроения в ближайшие годы. Цель - выявить проблемы и выделить перспективы производства грузового транспорта в России. Задачи: провести краткий обзор сегмента грузового транспорта российского автомобилестроения, проанализировать динамику производства в грузовом сегменте в последние годы, выявить основные проблемы в производстве грузовых транспортных средств, выделить основные перспективы развития исследуемого сегмента российской автомобильной отрасли на ближайшие годы. Сделаны выводы о положительной динамике производства и продаж грузового автомобильного транспорта в России в 2023 г., несмотря на кризисные для отрасли 20202022 гг.; лидерстве компании «КАМАЗ» на российском рынке в сегменте отечественного грузового транспорта; серьезной импортозависимости и высокой конкуренции со стороны китайских компаний как ключевых проблемах для российских производителей грузовиков; позитивных прогнозах развития производства грузового транспорта в России с учетом уже имеющихся производственных мощностях на некоторых российских предприятиях, активизации усилий государства и автопроизводителей по снижению зависимости от импорта, понимании государством необходимости повышения финансирования отрасли, расширения потребности в грузовом автотранспорте с увеличением доли перевозки грузов по территории России по автомобильным дорогам.
The article discusses the problems and prospects for the production of freight transport as a branch of the automotive industry in the coming years. The goal is to identify problems and highlight prospects for the production of freight transport in Russia. Objectives: to conduct a brief overview of the freight transport segment of the Russian automotive industry, analyze the dynamics of production in the freight segment in recent years, identify the main problems in the production of freight vehicles, highlight the main prospects for the development of the studied segment of the Russian automotive industry in the coming years. Conclusions: Conclusions were drawn about the positive dynamics of production and sales of freight road transport in Russia in 2023, despite the crisis years for the industry in 2020-2022; leadership of the KAMAZ company in the Russian market in the segment of domestic freight transport; serious import dependence and high competition from Chinese companies as key problems for Russian truck manufacturers; positive forecasts for the development of freight transport production in Russia, taking into account existing production capacities at some Russian enterprises, intensified efforts of the state and automakers to reduce dependence on imports, the state’s understanding of the need to increase financing of the industry, expanding the need for freight vehicles with an increase in the share of cargo transportation across Russia along highways.