ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СТЕРОИДНОГО ГОРМОНА КОРТИЗОЛА В СЛЮНЕ ПИЛОТОВ И БОРТПРОВОДНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЗАИМОСВЯЗИ С ИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

Функциональные и структурные изменения в мышцах, височно-нижнечелюстном суставе, гормональном составе слюны могут быть тесно связаны с состоянием антистрессовой системы летного состава гражданской авиации. С целью изучения влияния уровня стероидного гормона кортизола в слюне на состояние зубочелюстной системы пилотов и бортпроводников гражданской авиации была проведена его количественная оценка посредством лабораторного анализа. Для оценки стоматологического статуса всем обследуемым был проведен клинический осмотр и короткий Гамбургский тест. Обе группы были разделены на подгруппы в соответствии с количеством часов налета: «<1500 часов», «1500-3000 часов» и «>3000 часов» налета. Двум параллельным группам летного состава гражданской авиации молодого возраста дважды проводили анализ слюны на кортизол, повторный - через 3 месяца. Полученные результаты были статистически обработаны, проанализированы и описаны. Для них были рассчитаны среднее значение, стандартное отклонение, медиана, минимальное и максимальное значения. Для сравнения результатов в группах использовали непараметрические критерии Манна-Уитни для независимых групп и Вилкоксона для связанных выборок. В группе пилотов при первичном и повторном анализе слюны в 95% случаев и в 85% случаев в группе бортпроводников были получены значения уровня гормона кортизола, соответствующие референсным значениям нормы, что может косвенно свидетельствовать о действии адаптационных механизмов. В рамках исследования установлено, что 5% результатов в группе пилотов превышали референсные значения нормы, с максимальным значением 8,00 нмоль/л. В группе бортпроводников число результатов, превышающих референсные значения, было в 3 раза больше, чем в группе пилотов, максимальное значение составило 17,8 нмоль/л. Исследование клинических особенностей состояния мышечно-суставного комплекса двух параллельных групп позволило выявить у 40% обследуемых пилотов гражданской авиации повышенное стирание окклюзионных контактов, связанное с недостаточной клыковой защитой, которое отсутствует в группе бортпроводников и большее число (в 1,8 раза) случаев ограниченного открывания рта.

Functional and structural changes in the muscles, temporomandibular joint and hormonal composition of saliva may be closely related to the state of the flight crew’s anti-stress system. In order to study the effect of the level of the steroid hormone cortisol in saliva on the condition of the dental system of civil aviation pilots and flight attendance, its quantitative assessment was carried out by laboratory analysis. A clinical oral exam and a short Hamburg test were conducted to evaluate dental status for all examinees. Both groups were divided into subgroups according to the number of flight hours: «<1500 hours», «1500-3000 hours» and «>3000 hours» of flight time. Two parallel groups of young civil aviation flight personnel were tested twice for saliva for cortisol, and were retested after 3 months. The results obtained were statistically processed, analyzed and described. The average value, standard deviation, median, minimum and maximum values were calculated to get the results. Nonparametric Mann-Whitney criteria for independent groups and Wilcoxon criteria for related samples were used to compare the results in groups. During primary and repeated saliva analysis, in the group of pilots in 95% of cases and in the group of flight attendants in 85% of cases, cortisol hormone levels corresponding to the reference values of the norm were obtained, which may indirectly indicate the effect of adaptive mechanisms. The study found that 5% of the results in the pilot group exceeded the reference values of the norm, with a maximum value of 8.00 nmol/l. In the group of flight attendants, the number of results. The study of the the clinical features of the musculoskeletal complex state of the two parallel groups allowed to identify in 40% of the surveyed civil aviation pilots increased abrasion of occlusal contacts associated with insufficient canine protection, which is absent in the group of flight attendants as well a greater number (1.8 times) of cases of limited mouth opening.

Publisher
Уральский государственный медицинский университет, ИП Суворова Любовь Владимировна
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
77-82
Status
Published
Volume
20
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Keywords
civil aviation pilots; flight attendants; stress; cortisol in saliva; statistical analysis; пилоты гражданской авиации; бортпроводники; стресс; кортизол в слюне; статистический анализ

Other records

Мурзабеков А.И., Салех К.М., Серебряный С.В., Добрынин И.А., Савинов М.С., Целиков Д.И., Климентов С.М., Сергеев Ю.А., Аванисян В.М.
Проблемы стоматологии. Уральский государственный медицинский университет, ИП Суворова Любовь Владимировна. Vol. 20. 2024. P. 127-134