Введение экономических санкций против России привело к массовому уходу западных компаний с российского рынка, что создало благоприятные возможности для расширения деятельности китайских автомобильных компаний. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности деятельности китайских автопроизводителей как давно присутствующих на российском рынке, так и впервые выходящих на него. По оценкам авторов, на конец 2022 г. на российском рынке присутствовали 38 китайских компаний, что составило около 60 % от всех функционирующих китайских автопроизводителей. в результате проведенного исследования была предложена авторская классификация китайских компаний на российском рынке по способу выхода на рынок, которая включает в себя «серый» экспорт, косвенный экспорт через дилеров и дистрибьюторов, собственный сбытовой филиал, прямые инвестиции, портфельные инвестиции. авторы приходят к выводу, что косвенный экспорт, наряду с собственными сбытовыми филиалами, является наиболее распространенным способом выхода китайских автомобильных компаний на российский рынок. При этом прямые иностранные инвестиции выступают важнейшим методом закрепления китайских компаний на российском автомобильном рынке. такие компании, как Chery, Great Wall, Geely, являются лидерами среди китайских компаний по продажам в России: их совокупная доля составляет около 93 %, что означает высокую концентрацию продаж. к ключевым особенностям деятельности китайских компаний с прямыми иностранными инвестициями относятся наличие мощной дилерской сети, а также производство автомобилей китайских марок на совместных предприятиях (инвестиции brownfield), где ведущую роль играет российское предприятие «автотор». единственным исключением является компания Great Wall Motor, которая построила завод Haval в Туле «с нуля» (инвестиции greenfield). авторы высказывают предположение, что малые объемы китайских инвестиций в российскую автомобильную промышленность объясняются в том числе превалированием brownfield инвестиций над инвестициями greenfield. на основе проведенного исследования авторы полагают, что важнейшими факторами продвижения китайских автомобильных компаний в России выступят разворачивающиеся процессы цифровизации, а также растущий спрос на электромобили. При этом китайским автопроизводителям придется столкнуться с серьезной конкуренцией как со стороны российских, так и корейских компаний.
The introducing of economic sanctions against Russia led to a massive exit of Western companies from the Russian market, which created favorable opportunities for expanding the activities of Chinese automobile companies. The aim of the paper is to identify the features of the activities of Chinese automakers, both those that have been present in the Russian market for a long time, and those entering it for the first time. According to the authors’ estimates, 38 Chinese companies (at the end of 2022) were present in the Russian market, which accounted to about 60 % of all operating Chinese automakers. As a result of the study, the authors proposed a classification of Chinese companies in the Russian market according to the method of market entering, which includes: “grey” exports, indirect exports through dealers and distributors, sales branches, foreign direct investment, portfolio investment. The authors come to the conclusion that indirect export, along with sales branches, is the most common way for Chinese automobile companies to enter the Russian market. At the same time, foreign direct investment is the most important method for strengthening Chinese companies’ position in the Russian automobile market. Companies such as Chery, Great Wall, and Geely are leaders among Chinese companies in sales in Russia: their total share is about 93 %, which means a high concentration of sales. A key feature of the activities of Chinese companies with foreign direct investment is the availability of powerful dealers’ network as well as the production of Chinese cars in joint ventures (brownfield investments), where the Russian company Avtotor plays a key role. The only exception is the Great Wall Motor company, which built the Haval plant in Tula “from scratch” (greenfield investment). The authors suggest that the small volumes of Chinese investment in the Russian automotive industry can be explained, among other things, by the predominance of brownfield investment over greenfield investment. Based on the study, the authors expect that the most important factors in the expansion of Chinese automobile companies in Russia will be the unfolding processes of digitalization, as well as the growing demand for electric vehicles. At the same time, Chinese automakers will have to face serious competition from both Russian and Korean companies.