Актуальность исследуемой проблемы определяется важностью использования мобильных технологий при обучении русскому языку как иностранному (РКИ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Они позволяют совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, разнообразить формы и методы работы, способствуя повышению интереса у обучающихся к изучаемому предмету. Важность и необходимость внедрения ИКТ в учебный процесс отмечено международными экспертами во «Всемирным докладе ЮНЕСКО по коммуникации и информации 1999-2000 гг.» [1]. В статье рассматривается применение мобильных технологий как один из эффективных инструментов обучения. Мобильные устройства сегодня используются повсеместно, и поэтому они с успехом могут внедряться в процесс обучения, способствуя повышению мотивации у учащихся и результативности учебного процесса. Перед преподавателем встает задача тщательного отбора и внедрения технологий мобильного обучения в образовательный процесс. Цель данной статьи - классифицировать средства мобильного обучения, обобщить и систематизировать разнообразные мобильные инструменты для использования их в процессе обучения РКИ, рассмотреть дидактические возможности мобильных технологий как средств обучения. Во введении обосновывается актуальность использования мобильного обучения в образовательном процессе, приводится характеристика мобильного обучения. Представлен обзор мобильных ресурсов и классификация мобильных средств обучения с целью применения их при обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются наиболее популярные мобильные средства обучения для использования их на занятиях по РКИ в аудиторной работе и в самостоятельной работе учащихся. Описываются дидактические возможности использования современных средств мобильного обучения. За основу были взяты аналитический и описательный методы исследования , анализ научно-методической литературы. Материалами исследования послужили научные работы, в которых рассматривались вопросы использования мобильных технологий в процессе обучения иностранных языков, в том числе РКИ, а также мобильные средства обучения. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения на занятиях по РКИ. В заключении делаются выводы о целесообразности использования средств мобильного обучения в процессе обучения РКИ.
The relevance of the problem under study is determined by the importance of using mobile technologies in teaching Russian as a foreign language (RFL). Information and communication technologies (ICT) are an integral part of the educational process. They make it possible to improve and optimize the educational process, diversify the forms and methods of work, helping to increase students’ interest in the subject being studied. The importance and necessity of introducing ICT into the learning process are noted by international experts in the UNESCO World Report on Communication and Information 1999-2000 [1]. The article discusses the use of mobile technologies as one of the effective learning tools. Mobile devices are used everywhere today, and therefore they can be successfully introduced into the learning process, helping to increase student motivation and the effectiveness of the educational process. The teacher is faced with the task of carefully selecting and introducing mobile learning technologies into the educational process. The purpose of this article is to classify mobile learning tools, summarize and systematize a variety of mobile tools for use in the process of teaching RFL, and consider the didactic capabilities of mobile technologies as learning tools. The introduction substantiates the relevance of using mobile learning in the educational process and provides characteristics of mobile learning. An overview of mobile resources and a classification of mobile learning tools are presented for the purpose of using them in teaching Russian as a foreign language. The most popular mobile learning tools are considered for use in RFL classes in classroom work and in independent work of students. The didactic possibilities of using modern mobile learning tools are described. Analytical and descriptive research methods and analysis of scientific and methodological literature were taken as the basis. The research materials were scientific works that examined the use of mobile technologies in the process of teaching foreign languages, including RFL, as well as mobile learning tools. The results of the study may be useful for practical application in RFL classes. In conclusion , conclusions are drawn about the advisability of using mobile learning tools in the process of teaching RFL.