Оценки опыта применения телемедицинских технологий: цифровые инструменты (искусственный интеллект) на этапах оказания онкологической помощи

Введение. На сегодняшний день предоставление медицинских услуг на расстоянии с использованием постоянно развивающихся информационных и коммуникационных технологий является одной из ключевых задач современности, которую еще предстоит решить. Медицина - это та область науки, которая остро нуждается в информационных и телекоммуникационных технологиях для оказания медицинской помощи в удаленных регионах, непрерывного образования медицинского персонала, ведения электронной документации, применения мобильных диагностических устройств, управления сетью филиалов / медицинских организаций на уровне медицинского центра. Телемедицина является необходимостью, особенно для пациентов с сопутствующими хроническими заболеваниями, например, больных раком. Целью исследования явилась оценка опыта применения цифровых технологий на этапах оказания онкологической помощи, на примере искусственного интеллекта. Материалы и методы. Использовался метод систематического обзора литературных данных (PRISMA). Поиск осуществлялся в библиографических базах данных Elibrary, PubMed, MEDLINE, Google Scholar по ключевым словам. В поисковой строке применялись ключевые слова “Telemedicine in oncology”, “COVID-19 in oncology”, “Artificial Intelligence”, “Digital Technologies”, “Data Personalization” и “Teleoncology”. Из поиска исключались работы, основная цель которых не касалась оценки опыта применения телемедицинских технологий в онкологии. Результаты. Был проведен литературный обзор, который позволил рассмотреть вопросы быстрого внедрения телемедицины в практику после начала пандемии, риски, связанные с широким использованием телемедицины в онкологии, и затронуты вопросы использования искусственного интеллекта в онкологии, раннее выявление, диагностика рака при помощи искусственного интеллекта. В заключении отмечено, что цифровизация здравоохранения кардинально меняет клинический рабочий процесс, расширяя возможности получения информации как со стороны медицинского персонала, так и пациентов. Медицина, основанная на опыте, заменяется научно обоснованным, ориентированным на пациента подходом. Быстро развивающиеся технологии искусственного интеллекта будут продолжать оказывать большое влияние на область онкологии в ближайшем будущем. И медицинский персонал, и научное сообщество должны быть готовы к грядущим переменам.

Background. To date, one of the key tasks of our time, which has yet to be solved, is to provide medical services remotely using constantly advancing information and communication technologies. It is medical sciences that urgently needs ICT tools for various scopes: providing medical care in remote regions, organizing continuous education of medical personnel, managing electronic patient records, implementing mobile diagnostic devices, and managing network of branches or medical facilities at the institutional level. Telemedicine is a necessity, especially for patients with comorbid chronic diseases like cancer. Objective. To evaluate utilization of digital technologies at various stages of cancer care, through the example of artificial intelligence. Materials and methods. A systematic literature review was conducted using PRISMA. The search was carried out in such databases as Elibrary, PubMed, MEDLINE, Google Scholar by keywords “Telemedicine in oncology”, “COVID-19 in oncology”, “Artificial Intelligence”, “Digital Technologies”, “Data Personalization”, and “Teleoncology”. Publications not primarily focused on evaluating telemedicine technologies in oncology were excluded from the review process. Results. The literature review was conducted to consider the rapid integration of telemedicine since the pandemic, the risks associated with the widespread use of telemedicine in oncology, and the use of artificial intelligence in oncology, including the early detection and diagnosis of cancer. In conclusion, it is noted that the digitalization of healthcare radically changes the clinical workflow by expanding the possibilities for obtaining information from both medical staff and patients. Experience-based medicine is being replaced by an evidence-based, patient-centered approach. The rapidly developing artificial intelligence technologies will continue to have a great impact on the oncology in the near future. Both medical staff and scientific community must be prepared for the coming changes.

Publisher
Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
115-124
Status
Published
Volume
5
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
  • 2 НМИЦ радиологии Минздрава России
Keywords
telemedicine in oncology; COVID-19 in oncology; oncology; artificial intelligence; digital technologies; data personalization; Teleoncology; телемедицина в онкологии; COVID-19 в онкологии; искусственный интеллект; цифровые технологии; персонализация данных; телеонкология
Date of creation
15.07.2024
Date of change
15.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/157264/
Share

Other records

Казанцев А.Д., Липатов К.В., Саркисьян И.П., Бычков Т.Д., Дондуков Е.В., Петраченко Е.Е., Хаджимурадов А.А., Пигалицына М.А., Ганиева Н.А., Алиева С.И., Васильева Л.С., Арнус М., Сахно Д.А., Долгова Л.А., Филимонов А.С.
Хирургия. Восточная Европа. Общественное объединение "Белорусская ассоциация хирургов", УП "Профессиональные издания". Vol. 13. 2024. P. 139-148