Правовая природа маркетплейсов

Развитие информационных технологий и цифровой экономики обусловливает необходимость выработки подхода к правовому осмыслению такого явления, как маркетплейсы. Представлен обзор позиций отечественного и зарубежных законодателей относительно понимания маркетплейса. Показано, что законодатели в основе своей руководствуются сходной логикой правового регулирования и рассматривают маркетплейс как субъект правоотношений, определяя его через ряд характеризующих признаков. Отдельные законодатели принимают во внимание общую аморфность определения маркетплейса, учитывая наличие таких сходных явлений, как интернет-магазины и агрегаторы информации, и устанавливают дополнительные критерии для признания той или иной онлайн-платформы в качестве маркетплейса. Проанализирована правоприменительная практика Российской Федерации и зарубежных государств, показывающая наличие пробелов в законодательстве, чем обусловлены, в частности, сложности при определении гражданско-правовой ответственности маркетплейсов. Обобщение полученных результатов позволило выявить ряд характеризующих особенностей маркетплейса, отличающих его от иных сходных явлений. Также представлен подход к маркетплейсам как системе правоотношений, что даст возможность регулировать частноправовые отношения между сторонами внутри этой системы точечно, на основе специальных норм. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что, как показывает анализ правоприменительной практики, общие нормы договорного права не в состоянии урегулировать правоотношения должным образом, поскольку не учитывают роль ключевой стороны - маркетплейса.

The advancement of information technology and the digital economy pose a challenge that calls for developing specific legal approaches to comprehend phenomena such as marketplaces. This article reviews the stances adopted by Russian and international legislators regarding the understanding of marketplaces. It is shown that legislators apply a similar legal regulation logic and consider marketplaces as subjects in a legal relationship, defining them based on a set of distinctive traits. Some lawmakers take account of the general ambiguity in defining marketplaces given the existence of similar phenomena, such as online stores and information aggregators, and, consequently, establish additional criteria for recognising a specific online platform as a marketplace. This paper examines enforcement practices in the Russian Federation and other countries, uncovering legislative gaps, particularly concerning the complexities of marketplace civil liability. By consolidating research findings, a distinct set of features is formulated to differentiate marketplaces from similar phenomena like online stores and information aggregators. Furthermore, an approach is proposed, suggesting the consideration of marketplaces as a system of legal relationships. By using specific norms, this approach facilitates targeted regulation of private legal relationships between parties within this system. This necessity arises from the analysis of enforcement practices, as general norms of contract law are inadequate for properly regulating such relationships since these norms fail to consider the role of the key party, namely the marketplace.

Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта"
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
5-21
Status
Published
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Keywords
marketplace; online platforms; aggregator; online trading; internet stores; маркетплейс; онлайн-платформы; агрегатор; онлайн-торговля; интернет-магазины
Date of creation
15.07.2024
Date of change
15.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/157251/
Share

Other records