Создание благоприятной экономической ситуации в стране является одной из ключевых задач Российской Федерации. Предпринимается большое количество попыток к созданию привлекательных условий ведения бизнеса для предпринимателей с целью мотивирования развития экономического потенциала страны. Одной из таких попыток стало внедрение института особых экономических зон ( далее ОЭЗ ) в России. В законодательстве РФ проводится разграничение между ОЭЗ по способу их создания: одним законодательным актом (Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ) и зоны, которые создаются через принятие персонального законодательного акта (например, ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Исходя из этого можно условно разделить ОЭЗ на две большие группы по способу их создания: ОЭЗ “с маленькой буквы” и ОЭЗ “с большой буквы”, В итоге получается, что созданные зоны этих двух видов наделяются разной правовой сущностью, а как следствие - различие в налогово-правовом статусе резидента ОЭЗ и предоставляемых им преференций.