Актуальность данного исследования связана с важностью базовых вопросов изучения учебного научного текста, с необходимостью выявления выразительных стилистических форм, в том числе метаязыковых, и функциональной специфики их репрезентации в различных типах учебного текста. В данной статье рассматриваются художественные средства выразительности, их функционирование в научном стиле речи, а также трудности при изучении данного текста иностранными студентами. Авторы анализируют специфику функционирования различных видов тропов в учебном научном тексте по истории и сложности их восприятия иностранными учащимися. Особое внимание уделяется характеристике нескольких видов метафор, используемых в анализируемом тексте, как наиболее частотного средства художественной выразительности, а также - эпитетов, олицетворений, гипербол, сравнений, литоты, градации, оксюморона перифраза, тавтологии; описываются особенности употребления различных групп устаревшей лексики и полисемантов. Делаются выводы лингводидактического характера о необходимости прогнозирования и устранения подобных проблем, намечают перспективы исследования проблематики учебных научных текстов в практике преподавания русского языка как иностранного.
The relevance of this study is associated with the importance of the basic issues of studying the educational scientific text, with the need to identify expressive stylistic forms, including metalinguistic ones, and the functional specifics of their representation in various types of educational text.This article examines artistic means of expressiveness, their functioning in the scientific style of speech, as well as difficulties in studying this text by foreign students. The authors analyze j ,the specifics of the functioning of various types of tropes in the educational scientific text on the history and complexity of their perception by foreign students, draw conclusions of a linguodidactic nature about the need to predict and eliminate such problems, and outline prospects for studying the problems of educational scientific texts in the practice of teaching Russian as a foreign language.