АНАЛИЗ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

В настоящее время социально-экономические преобразования государства детерминируют изменения во всех областях жизнедеятельности членов общества, в том числе и в сфере профессионального образования, поскольку одно из основных стратегических направлений в реорганизации профобразования ориентировано на создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов. Следовательно, проблема современности по подготовке специалистов возникает из требования общества к профессионалам будущего, способных к непрерывному самопроектированию и самосовершенствованию на протяжении всей профессиональной деятельности. Эффективность решения данной проблемы, по нашему мнению, возможно лишь при условии построения профессионального образования на базе компетентностного подхода, который в последние десятилетия является основой в контексте государственной образовательной политики. Сущность компетентностного подхода заключается в приобретении будущими профессионалами необходимой совокупности компетенций, обуславливающая компетентную профессиональную деятельность. Из вышесказанного мы делаем вывод, что основными категориями компетентностного подхода являются понятия «компетенция» и «компетентность». Анализ научной литературы показал, что данным категориям уделяется достаточно большое внимания, поскольку разночтение данных понятий приводит к неоднозначности равнозначности рассматриваемых категорий. В связи с этим перед нами встала задача: исследовать основной категориальный аппарат компетентностного подхода и на основе анализа определится с равнозначностью понятий. Таким образом, основная цель статьи - проанализировать понятия «компетентность» и «компетенция» как основных категорий компетентностного подхода и определить степень их равнозначности.

At present, the socio-economic transformations of the state determine changes in all areas of the life of members of society, including in the field of vocational education, since one of the main strategic directions in the reorganization of vocational education is focused on creating conditions for the training of highly qualified specialists. Consequently, the problem of modernity in the training of specialists arises from the demand of society for professionals of the future, capable of continuous self-design and self-improvement throughout their professional activities. The effectiveness of solving this problem, in our opinion, is possible only if professional education is built on the basis of a competency-based approach, which in recent decades has been the basis in the context of state educational policy. The essence of the competency-based approach lies in the acquisition by future professionals of the necessary set of competencies, which determines competent professional activity. From the foregoing, we conclude that the main categories of the competence-based approach are the concepts of "competence" and "competence". An analysis of the scientific literature has shown that these categories are given quite a lot of attention, since the discrepancy between these concepts leads to the ambiguity of the equivalence of the categories under consideration. In this regard, we were faced with the task of exploring the main categorical apparatus of the competence-based approach and, based on the analysis, determine the equivalence of concepts. Thus, the main purpose of the article is to analyze the concepts of "competence" and "competence" as the main categories of the competence-based approach and determine the degree of their equivalence.

Publisher
ИП Шелистов Никита Александрович
Number of issue
7-2
Language
Russian
Pages
382-388
Status
Published
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
competence-based approach; competence; professional training; competence components; competence structure; компетенстностный подход; компетенция; компетентность; профессиональная подготовка; компоненты компетентности; структура компетентности
Share

Other records