Установлено, что уровень использования накопленных отходов недропользования, несмотря на их высокий ресурсный потенциал, в два раза ниже, чем в экономически развитых странах мира. Приведен анализ причин низкого уровня вовлечения различных видов отходов недропользования в хозяйственный оборот. Отмечается, что основными причинами сложившейся ситуации являются наличие административных барьеров при получении права пользования отходами недропользования, отсутствие налоговых льгот и преференций, а также механизмов получения льготных кредитов для недропользователей, реализующих проекты по переработке таких отходов. Указывается на необходимость совершенствования действующего порядка получения права пользования объектами отходов недропользования путем введения заявительного порядка получения таких прав. Выполнен анализ действующих механизмов налогового стимулирования, гарантийной, лизинговой и финансовой поддержки компаний, реализующих проекты переработки отходов недропользования, отмечена недостаточность этих механизмов и необходимость предоставления дополнительных налоговых льгот и преференций таким предпринимателям, в том числе введения дифференцированных ставок НДПИ. Проведен анализ возможности использования механизмов "зеленого" финансирования для стимулирования реализации проектов по переработке техногенных месторождений, привлечения "длинных" и "дешевых" кредитных ресурсов на российском и международном рынке заемного финансирования.
The available information on the volumes of subsoil use waste accumulated in Russia and their use is summarized. It has been established that the level of utilization of accumulated subsoil waste, despite their high resource potential, is two times lower than in economically developed countries of the world. The analysis of the reasons for the low level of involvement of various types of subsoil waste into economic circulation is given. It is noted that the main reasons for this situation are the presence of administrative barriers in obtaining the right to use subsoil waste, the absence of tax incentives and preferences, as well as mechanisms for obtaining preferential loans for subsoil users implementing projects for the processing of such waste. The need to improve the current procedure for obtaining the right to use subsoil waste objects by introducing a declarative procedure for obtaining such rights is indicated. The analysis of the existing mechanisms of tax incentives, guarantee, leasing and financial support for companies implementing projects for processing subsoil waste was carried out, the insufficiency of these mechanisms and the need to provide additional tax benefits and preferences to such entrepreneurs, including the introduction of differentiated rates of mineral extraction tax, were noted. The analysis of the possibility of using the mechanisms of "green" financing to stimulate the implementation of projects for the processing of technogenic deposits, attracting "long" and "cheap" credit resources in the Russian and international market of debt financing.