В обществе давно уже культивируется «культура страха», потому что за последние несколько десятилетий в страха Европы и в России усилилось чувство уязвимости и незащищенности. Социологические исследования культуры страха дают теоретическую основу для понимания того, как СМИ, информируя читателей о вспышке коронавируса с позиций «мягкой силы», развивают у читательской аудитории чувство тревоги. Цель этой статьи - изучить, как вспышка COVID-19 была представлена в британских и российских газетах и описать языковые средства, использованные для создания предчувствия опасности. Публицистический материал, на основе которого проводится исследование, охватывает период с 1 января по 5 марта 2020 года, т.е. тот период, когда еще не был зарегистрирован ни один смертельный случай. Для анализа языковых средств, используемых газетами, представлявшими коронавирус как основную угрозу и, таким образом, нагнетающими страх, в качестве основного метода нами был выбран критический анализ медиадискурса. В процессе исследования мы пришли к выводу, что статьи и заголовки газет, выходящих в указанный период драматизировали события того времени, целенаправленно разжигали страх. Рассказывая об эпидемии в Китае, они создавали метафорический образ коронавируса, представляя болезнь как смертоносное живое существо, приближающееся к Великобритании и России и захватывающее эти страны. При этом СМИ подчеркивали глобальный характер пандемии и неадекватность государственных мер по обузданию болезни.
A “culture of fear” has been cultivated in society for a long time, because over the past few decades a sense of vulnerability and insecurity has increased in Europe and Russia. Sociological studies of the culture of fear provide a theoretical basis for understanding how mass media, informing readers about the outbreak of coronavirus using the “soft power” tevchnologies develop a sense of anxiety. The purpose of this article is to study how the COVID-19 outbreak was presented in British and Russian newspapers and to describe the language instruments used to create a premonition of danger. The articles selected for researching covers the period from January 1 to March 5, 2020, i.e. the period when no deaths have been registered yet. To analyze the language devices used by newspapers that presented coronavirus as the main threat and, thus, whipping up fear, we chose critical analysis of the media discourse as the main method. In the course of the research, we came to the conclusion that the articles and newspaper headlines published during this period dramatized the events of that time, purposefully fueled fear. Talking about the epidemic in China, they created a metaphorical image of the coronavirus, presenting the disease as a deadly living creature approaching the UK and Russia and capturing these countries. At the same time, the media emphasized the global nature of the pandemic and the inadequacy of state measures to curb the disease.