Взгляд на систему ценностей медицинских руководителей в рамках новой концепции ценностно-ориентированного подхода

Обоснование. Организация современного здравоохранения базируется на ценностно-ориентированном подходе, суть которого состоит в улучшении результатов, важных для пациентов. Успешная реализация пилотных проектов в медицинской организации зависит от подготовки специалистов-руководителей, мотивации медицинского персонала, единства ценностных мировоззрений всего коллектива и его готовности внедрять управленческие инновации. Умение подбирать команды для запуска пилотных проектов - важная компетенция руководителя. Цель. Исследовать понимание врачами сути ценностно-ориентированного подхода и их отношение к отдельным аспектам концепции для последующей разработки образовательных программ, а также методологических подходов к управлению медицинскими кадрами в целях реализации программ ценностно-ориентированного здравоохранения. Материалы и методы. Был проведен контент-анализ публикаций, посвященных изучению понимания термина «ценность». На основании контент-анализа литературы были выделены ключевые идеи, отношение к которым было необходимо изучить. Авторская анкета-опросник содержала двадцать закрытых вопросов с простой и упорядоченной номинальными шкалами. В анкетирование включались руководители с опытом работы более 5 лет, совмещающие управленческую и клиническую практики. В исследовании приняли участие 69 специалистов Москвы и Московской области, работающих как в государственных, так и в частных медицинских организациях. Результаты. Существует потребность разработки программ дополнительного профессионального образования по теме ценностно-ориентированного здравоохранения, в ней нуждаются 84% (n=58) врачей. По мнению врачей-руководителей, главными ценностями для пациентов являются доступность медицинской помощи, её качество и ответственное отношение медицинского персонала к своим обязанностям. 95,6% (n=66) врачей считает важным создавать ценности не только для пациентов, но и для медицинского персонала, такие как достойная оплата труда, уважение пациентов, возможность профессионального самосовершенствования. Ценности врача-клинициста и врача-руководителя могут не совпадать. Проблему недостаточных эффективности и качества лечения ощущают на себе 84% (n=58) опрошенных. Субъективная оценка пациента не должна служить единственным ориентиром при создании ценности его лечения. Важно обучать врачей формированию у пациентов приверженности лечению и факторам, ее обуславливающим, например, совместному обсуждению вариантов лечения и медицинских технологий, удобных для пациента. Заключение. В результате настоящего исследования впервые изучены новые и важные аспекты системы ценностей врачей и их отношения к ценностно-ориентированному подходу, к проблемам эффективности и качества лечения, к измерению показателей опыта пациента, к роли независимой оценки качества медицинских услуг, к путям и способам достижения приверженности пациентов лечению, а также к вероятным барьерам на пути внедрения данного подхода в практическое здравоохранение. С целью идентификации профиля потенциальных лидеров проектов предложен семантический дифференциал, описывающий ключевые параметры личности. Ориентация на ценности пациента невозможна без учета системы ценностей прочих участников системы здравоохранения. Понимание системы ценностей и ожиданий врача и его отношения к новым идеям является важным для реализации нового ценностно-ориентированного подхода и позволяет избежать ценностных конфликтов.

BACKGROUND: Modern healthcare is based on a value approach and focuses on improving results that are important to patients. The successful implementation of pilot projects at hospitals depends on the motivation of medical stuff and endorse values of the entire team, their readiness to implement management innovations. Team management skills is an important competence of a leader and should be based unique values. AIMS: to investigate doctors' understanding of the value-based approach and their attitude to the concept for the subsequent development of educational programs and methodological approaches to the management of employees in order to implement value-oriented healthcare programs. MATERIALS AND METHODS: A content analysis of publications of the understanding of the term “value” was carried out and key ideas were identified. The author's questionnaire contained twenty closed questions with simple and ordered nominal scales. The survey included managers with more than 5 years of experience, involved in managerial and clinical practice. 69 specialists from Moscow and the Moscow region, working in public or private hospitals took part in the study. RESULTS. There is a need to develop additional professional education programs on the topic of value-based healthcare - 84% (n=58) of doctors need it. According to medical managers, the main values for the patient are the availability of medical care, its quality and the responsible attitude of medical personnel to their duties. 95.6% (n=66) of doctors consider important to create values (decent pay for the work, respect for patients, the possibility of professional self-improvement) not only for patients, but also for medical personnel. The values of a clinician and a doctor-manager may not coincide. The problem of the discrepancy between the effectiveness and quality of treatment is felt by 84% (n=58) of respondents. The patient's subjective assessment should not serve as the only guideline for creating the value of his treatment. It is important to train doctors in the formation of patients' adherence to treatment and the factors that determine it - joint discussion of treatment options, medical technologies convenient for the patient. CONCLUSION. The new and important aspects of the doctors's values and their attitude to the value-oriented approach were identified as well as their attitide to the problems of effectiveness and quality of treatment, patient experience indicators, the role of independent assessment of the quality of medical services, ways and means of achieving patient adherence to treatment, barriers to the implementation of this approach in practical healthcare. In order to identify the profile of potential project leaders, a semantic differential describing key personality parameters is proposed. Orientation to the values of the patient is impossible without taking into account the value system of other participants. Understanding the system of values and expectations of a doctors, their attitude to new ideas, is important in the implementation of a new value-oriented approach and avoids value conflicts.

Number of issue
2
Language
Russian
Pages
5-20
Status
Published
Volume
20
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
value-based healthcare; value orientations; patient adherence; patient outcomes; motivation; managerial competences; hospital management; continuous medical education; ценностно-ориентированный подход; пациентоориентированный подход; ценности; управление кадрами; непрерывное медицинское образование; мотивация персонала; компетенции руководителя; управление медицинской организацией
Date of creation
11.07.2024
Date of change
11.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/153528/
Share

Other records

Разумова С.Н., Браго А.С., Козлова Ю.С., Фомина А.Д., Глыбина Т.А.
Российский стоматологический журнал. Открытое акционерное общество Издательство Медицина. Vol. 25. 2021. P. 423-430