Качество медицинской помощи (КМП), как правило, не рассматривается в аспекте качества профилактической и диспансерной работы. Между тем вклад диспансерной и профилактической деятельности в оптимизацию здоровья может рассматриваться как более эффективная мера по влиянию на общественное здоровье. Целью исследования явилась разработка объективных показателей, способных адекватно оценить качество профилактический помощи (КПП) на основе исследований услуг, оказываемых в рамках базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам. Материал и методы. Были проанализированы данные диспансеризации и профилактических медицинских осмотров определенных групп взрослого населения по реестрам счетов региона. Для оценки результатов контрольных мероприятий по профилактическому направлению были применены группы дефектов нарушений и отклонений от КМП в области диспансеризации и профилактики, сгруппированные по типам нарушений КМП. Результаты. По результатам проведенных оценок с участием страховой медицинской организации была организована и проведена экспертиза качества 5451 случая проведения профилактических мероприятий (2017). В процессе экспертизы по вышеназванным критериям выявлены или не выявлены нарушения в 1459 случаях (27%). Заключение. Проведенные контрольные предупреждающие мероприятия привели к значительному снижению количества дефектов профилактической и диспансерной работы в регионе. Результативность разработанных и применяемых технологических процессов КПП в структуре КМП подтверждена положительными показателями снижения уровня заболеваемости в регионе. Полученные результаты демонстрируют актуальность и необходимость разработки и внедрения принципов и методов оценок качества профилактической, реабилитационной помощи как системы знаний и практической деятельности, сохраняющих и восстанавливающих потенциал здоровья населения.
The quality of health care (QHC) is not usually considered in terms of the quality of prevention and dispensary work. However, the contribution of dispensary and prevention activities to optimizing health can be considered as a more effective measure of public health. The aim of the study was to develop objective indicators capable of adequately assessing the quality of preventive care (CPC) based on studies of services provided under the basic program of state guarantees of free medical care for citizens. Materials and methods. The data of the dispensary and preventive medical examinations of certain groups of the adult population according to the registers - accounts of the region were analyzed. To assess the results of control measures in the preventive direction, the groups of violations and deviations from the ICH in the field of dispensary and preventive examinations, grouped according to the types of violations of the ICH, were applied. Results. Based on the results of the assessments, a quality assessment of 5,451 cases of preventive interventions (2017) was organized and conducted with the participation of the health insurance organization (HIO). During the examination process, according to the aforementioned criteria, irregularities were identified or not identified in 1,459 cases (27%). Conclusion. The preventive control measures carried out have led to a significant reduction in the number of defects in prevention and dispensary work in the region. The effectiveness of the designed and applied technological processes of CPT in the structure of CMP is confirmed by the positive indicators of the morbidity reduction in the region. The received results show the actuality and necessity of development and introduction of principles and methods of quality evaluation of preventive, rehabilitative care, as a system of knowledge and practical activity, saving and restoring the potential of public health.