Проблема и цель. Реализация в цифровом образовательном пространстве чрезвычайно востребованных современной социально-экономической ситуацией идей тьюторства требует от педагога перехода на новый уровень профессионального мастерства, коммуникационной и информационной культуры, сетевого этикета и опыта использования программно-технических средств. Для обеспечения соответствующей подготовки педагогических кадров, развития необходимых качеств личности, повышения качества обучения в высшей школе активно используются новые цифровые технологии: облачные сервисы, интерактивные ресурсы и т.п. Цель статьи - исследовать особенности формирования цифровой грамотности будущих педагогов средствами облачных технологий. Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение научной литературы использованы при выявлении особенностей подготовки будущих педагогов, определении составляющих цифровой грамотности. Метод педагогизации информационных технологий, групповое взаимодействие, взаимооценка и самооценка применяются для проектирования и наполнения «виртуального класса» инструментами облачного сервиса. В эксперименте задействованы 64 студента Вятского государственного университета по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Программным средством является Google Classroom. В качестве метода статистической обработки данных эксперимента использовался критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Результаты. В экспериментальной группе будущие педагоги применяли инструменты Google Classroom для разграничения прав доступа пользователей к контенту, организации и управления обучением в среде «виртуального класса». Произведена оценка уровней сформированности цифровой грамотности и выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе, χ2набл. 2 > χ2крит0.05 (7,07 > 5,99). В заключении обобщаются особенности проектирования и использования «виртуальных классов», реализованных инструментами Google Classroom для формирования цифровой грамотности будущих педагогов.
The problem and the aim of the study. The implementation of tutoring ideas that are extremely popular in the modern socio-economic situation in the digital educational space requires the teacher to move to a new level of professional skills, communication and information culture, network etiquette and experience in using software and hardware. To ensure the appropriate training of teachers, the development of the necessary personal qualities, improving the quality of education in higher education, new digital technologies are actively used: cloud services, interactive resources, etc. The purpose of the article is to investigate the features of the formation of digital literacy of future teachers by means of cloud technologies. Research methods. Theoretical analysis and generalization of scientific literature were used to identify the features of the training of future teachers, to determine the components of digital literacy. The method of pedagogization of information technologies, group interaction, mutual assessment and self-assessment are used to design and fill the "virtual classroom" with cloud service tools. The experiment involved 64 students of the Vyatka State University of the training program 44.03.01 Pedagogical education (bachelor level). The software tool is Google Classroom. As a method of statistical processing of the experimental data, the χ2 (chi-square) Pearson test was used. Results. In the experimental group, future teachers used Google Classroom tools to differentiate user access rights to content, organize and manage learning in a "virtual classroom" environment. The assessment of the levels of digital literacy formation was made and statistically significant differences in the qualitative changes that occurred in the pedagogical system were revealed, χ2obs. 2 > χ2crit0.05 (7,07 > 5,99). In conclusion, the features of the design and use of "virtual classrooms" implemented by Google Classroom tools for the formation of digital literacy of future teachers are summarized.