В статье рассматриваются наиболее важные инструменты построения современных маркетинговых коммуникаций между предприятиям розничной торговли и клиентами. Обоснована роль розничной торговли в экономике РФ, а также выделены основные аспекты актуальности исследования проблематики коммуникаций межу компаниями и клиентами в современном мире. Автором выделяются основные направления преобразований системы коммуникации как для крупных розничных торговых предприятий, так и для не больших. Разделение направлений исследования на крупные и мелкие торговые предприятия позволило определить наиболее современные средства коммуникации между компанией и клиентами. Для каждой из данных категорий определены наиболее важные инструменты коммуникации, которые позволяют обеспечить прирост объема выручки торговых предприятий, в том числе и в условиях новой короновируcной инфекции, оказывающей существенное влияние на развитие всей розничной торговли в России и в мире. Отдельное внимание уделено вопросам внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в процесс коммуникации между компаниями и их клиентами. Необходимость актуализации данного направления обосновывается тем, что система продвижения компании, основанная на информационно-коммуникационных технологиях может сформировать значительный потенциал для взаимодействия. Также отмечена возможность использования инструментов искусственного интеллекта для построения коммуникаций между компаниями и клиентами на основе анализа потребительских предпочтений, в том числе и за счет выявления и исследования отдельных особенностей поведения конкретных потребителей. Выделенные в рамках статьи направления повышения эффективности коммуникаций между компаниями и клиентами могут быть использованы в рамках деятельности российских ритейлеров.