Общество всегда сурово порицало врача, не оказавшего должную помощь больным. В древнеиндийской книге описаны законоположения Ману, которые за неуспешное лечение призывали уплачивать штрафы. В Вавилоне, как можно видеть из клинописного свода законов Хам-мурапи (почти 2000 лет до н.э.), лекаря за любую неудачную практику ожидала не только очень высокая денежная плата, но и риск жестокого наказания. В отдельных случаях с большими неприятностями связывали медицинскую практику и в России даже в более поздние эпохи. По свидетельству одного из историков русской медицины, в XV столетии два придворных лекаря были казнены за то, что не исцелили своих пациентов1. Неудивительно, что при таких условиях многие деятели медицины в своих наставлениях и заповедях охотно призывали на помощь высшие силы. Так, в «Молитве врача» знаменитый еврейский учёный Моисей Маймонид (1134-1204) просит Бога: «...внуши моим больным доверие ко мне и к моему искусству, отгони от одра их всех шарлатанов; если невежды будут бранить и осмеивать меня, пусть любовь к искусству, как панцирь, сделает мой дух неуязвимым, чтобы он твёрдо стоял за истину, невзирая на звание, внешность и возраст моих врагов; даруй мне, о Боже, кротость и терпение с капризными и своенравными больными...»