В статье раскрываются эстетические взгляды Максимилиана Александровича Волошина, которого в литературных кругах по праву считают подлинным поэтом своей эпохи, человеком большого таланта, самобытным, с глубокими обширными знаниями и чёткими пристрастиями. Эстетические взгляды автора нашли отражение в его теоретических работах, литературных произведениях и критических статьях. Эстетические взгляды М.А. Волошина имеют непосредственное отношение как к мыслительной, так и сенсорной практике человечества. Есть все основания полагать, что Волошин, связав литературу с историей культуры, философией и психологией, создал свою версию художественной антропологии. Эстетические взгляды Волошина - пример «самоосмысления литературы», которая никогда не представляет собой аморфнооднородной суммы текстов: она не только организация, но и самоорганизующийся механизм. С одной стороны, сложившаяся в статьях Волошина парадигма творческого процесса представляет собой результат имманентного опыта, с другой - вбирает в себя отношения субъекта и объекта, в том числе парадоксы отношений художника и реальности в ХХ в. Отправной точкой концепции Волошина является, на наш взгляд, вопрос о вдохновении. Он стремился разрешить его, соотнося классическое утверждение о «божественном глаголе» и ценности интеллекта. Он словно соизмерял в создании текста роль разума и интуиции, логики и творческой стихии. Высказанные Волошиным суждения объясняют, как феномен собственно рождения художественного текста, так и его композицию, мотивный ряд, иначе - его «семантическую организацию», механизмы создания художественного мира. Таким образом, эстетика Волошина помогает осознать природу идиостиля и общие начала в развитии литературы.
The article reveals the aesthetic views of Maximilian Alexandrovich Voloshin, who in literary circles is rightly considered a genuine poet of his era, a man of great talent, original, with deep extensive knowledge and clear preferences. The author's aesthetic views are reflected in his theoretical works, literary works and critical articles. M.A. Voloshin's aesthetic views are directly related to both mental and sensory practice of mankind. There is every reason to believe that Voloshin, linking literature with the history of culture, philosophy and psychology, created his own version of artistic anthropology. Voloshin's aesthetic views are an example of "self-reflection of literature", which is never an amorphous sum of texts: it is not only an organization, but also a self-organizing mechanism. On the one hand, the paradigm of the creative process developed in Voloshin's articles is the result of immanent experience, on the other hand, it incorporates the relations of subject and object, including the paradoxes of the relationship between the artist and reality in the twentieth century.The starting point of Voloshin's concept is, in our opinion, the question of inspiration. He sought to resolve it by relating the classical statement of the "divine verb" to the value of the intellect. He seemed to measure in the creation of the text the role of reason and intuition, logic and the creative element. Voloshin's judgments explain both the phenomenon of the actual birth of a literary text, and its composition, motif series, otherwise-its "semantic organization", the mechanisms of creation of the artistic world. Thus, the aesthetics of Voloshin helps to realize the nature of idiostyle and common beginnings in the development of literature.