Реализация образовательных программ на русском языке в зарубежных странах занимает приоритетное место во внешней политике РФ в сфере культуры. Выбор стран - массовых и потенциальных рынков для экспорта российского образования, в первую очередь, программ изучения русского языка - приоритетная научно-практическая задача, алгоритм и результаты решения которой представлены в данной статье. Правильный выбор фокусных стран позволит максимально эффективно использовать ресурсы и получить максимальный эффект. Задача решалась с использованием методики многопризнаковой классификации для анализа больших массивов социально-экономических показателей по странам мира, а также трендов международной мобильности студентов. Выявлены основные факторы, влияющие на успешное продвижение русского языка и образования на русском, а также группы стран, различающиеся по потенциалу продвижения программ; предложены модели реализации маркетинговых стратегий.
The implementation of educational programs in Russian in foreign countries takes pride of place in the RF foreign policy in the field of culture. The choice of countries - mass and prospective markets to export the Russian education, primarily the programs for the Russian language study - is a scientific and practical priority, so this article comes out with an algorithm and results of this task's solution. The judicious selection of the focus countries will maximize the use of resources to garner best possible effect. The task was solved using the multivariate classification technique to analyze large arrays of socio-economic indicators for the countries of the world, as well as trends in international students mobility. We have revealed the major factors influencing the successful promotion of the Russian language and education in Russian, as well as groups of countries differing in their capacity to promote the said programs, and have come out with the models to implement the marketing strategies.