Настоящая статья посвящена исследованию теории и практики организации и проведения операций информационной и психологической войны в средствах массовой информации и коммуникации, в том числе в сети Интернет. Объектом настоящего исследования являются виды современного информационного противоборства (включающие в себя информационные войны и психологические операции), предметом – формы и методы их применения в конкуренции между государствами, в международных отношениях и мировой политике. Цель исследования – выявить особенности ведения современных информационных войн и организации психологических операций. Методологической основой исследования является структурно-функциональный подход, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, систематизации, включенного наблюдения. Автор обращает внимание на то, что современная информационная война – это межгосударственный конфликт, возникающий на этапе осознания и обострения политических противоречий между будущими антагонистами (в роли которых могут выступать государства и политические элиты), формирующий будущую структуру конфликтных отношений и создающий условия для применения одним из антагонистов прямой вооруженной силы. Информационная война – это особая стадия политического (международного) конфликта, охватывающая предварительную и подготовительную фазы развития вооруженного конфликта. Структурно информационная война состоит из последовательности информационных операций, а сами операции – из последовательности информационных атак, согласованных по целям, задачам, объектам и времени информационного воздействия. В современных международных отношениях и мировой политике операции информационной войны планируются не шаблонным способом, а ситуативно, с применением множества разнообразных схем, приемов и подходов. При этом эффективность операций информационной войны часто зависит не столько от избранных способов и методов информационного воздействия на противника, сколько от ширины и синхронности охвата этим воздействием массовых аудиторий, то есть – от каналов доведения управляющего информационно-психологического воздействия до сознания конкретных граждан.