В статье рассматривается лингвистическая проблема функционирования поликодового гипертекста в коммуникативном пространстве мультиязычия. Гипертекст является необходимым компонентом жизни современного общества и каждого человека в отдельности и может интерпретироваться как способ коммуникации, позволяющий свести воедино мультиязычные потоки концептуального смысла, эксплицитно представленного не только единицами вербального и невербального кодов, но и перцептивными образами многоуровневых модальностей. Основной целью статьи является исследование потенциала поликодового гипертекста, который играет огромную роль в изменении ценностных ориентаций массового реципиента. В статье предлагается авторское видение гипертекста как асимметричного и полимодального феномена, рассматривается его функционирование в коммуникативной реальности, приводятся результаты психолингвистического эксперимента (проведенного с использованием метода семантического дифференциала), выявляются ключевые тенденции развития креолизованного гипертекста. Основной целью эксперимента ставилось определение особенностей восприятия креолизованных текстов, состоящих из вербальных и иконических компонентов. В ходе проведенного эксперимента выявлен прагматический потенциал различных параметров визуальных составляющих, который применяется для манипулирования общественным сознанием. Противодействие незаметному манипулятивному воздействию является одной из насущных проблем современности. Сделан вывод, что использование поликодового гипертекста качественно изменяет категориальные реалии межкультурного общения посредством управления восприятием информации, что в конечном итоге приводит к модификации ценностных ориентаций реципиентов.
The article considers linguistic aspects of poly-code hypertext functioning in a multilingual context. Hypertext is an indispensable component of everyday social and individual life and can be defined as a means of communication uniting multilingual streams of conceptual sense, which is represented by means of verbal and non-verbal codes as well as perceptive images of multi-level modalities. The article aims at investigating the potential of poly-code hypertext in changing the value orientation of a mass recipient. Hypertext as an asymmetric and poly-modal phenomenon is seen from the point of view of its functioning in a communicative reality. The results of psycholinguistic experimental study (carried out using the method of semantic differential) show the main trends of creolized hypertext development. The main aim of the experiment was to define the perception peculiarities of creolized texts containing verbal and iconic components. Pragmatic potential of different parameters of visual components for manipulation of the public conscience is identified. Resistance to hidden manipulative influence is an acute problem nowadays. Poly-code text usage changes category realias of communication through information perception management resulting in modification of recipient’s value orientation.