Статья посвящена актуальным проблемам современного публицистического дискурса и его языкового оформления. Цель работы - изучить лингвистические особенности приднестровских публикаций о России. В ходе исследования установлено, что авторы в своих журналистских материалах путем использования пророссийски окрашенных языковых единиц (стереотипов, идеологем) сравнивают народ Приднестровья и России, указывая на их общие корни, тесную духовную связь и культурное единство. Стереотипы, как правило, эмоциональны, поэтому хорошо запоминаются читателям и влияют, тем самым, на его представления о стране в сфере межгосударственных отношений. Под воздействием социальных стереотипов у читателя возникает чувство причастности к российской действительности, приднестровцы приобщаются к культуре, политике, экономике России, основываясь на исторических предпосылках. Рассматривая идеологемы в приднестровской прессе, нами был отмечен тот факт, что в своем большинстве используемые языковые единицы тяготеют к российскому этносу. Этнически окрашенные идеологемы чаще всего используются в прямой речи простых граждан, которые высказывают слова благодарности России, надеясь на ее объединение с Приднестровьем. Таким образом, стереотипы и идеологемы значительно влияют на формирование имиджа государства в средствах массовой информации (в частности, на имидж России в печатных СМИ Приднестровья), создавая при этом полноценный эмоциональный образ, сильное впечатление, а также определенный психологический настрой, ведь от того, как Россию будут воспринимать в других государствах, зависит и ее успех на международной арене.
This article is devoted to topical problems of modern publicistic discourse and its language framework. The aim of the work is to study the linguistic features of the Transnistrian publications regarding Russia. In the course of the study, it was established that authors compare the people of Transnistria and Russia by using pro-Russian associated language units (stereotypes and ideologemes) in their journalistic materials, emphasizing their common roots, cultural unanimity and close spiritual liaison. As a rule, stereotypes are emotionally-colored, that's why they are well remembered by the readers and thus influence their ideas about the country in the sphere of interstate relations. On percepting social stereotypes, the reader has a sense of belonging to the Russian Federation, Transnistrians are attached to the culture, politics and economy of Russia, based on historical premises. Considering ideologems in the Transnistrian press, we noted the fact that in the majority the commonly used linguistic units gravitate towards the Russian ethnos. Ethnically colored ideologems are most commonly used in the direct speech of ordinary citizens who express gratitude to Russia, hoping for its unification with Transnistria.So, stereotypes and ideologems significantly influence the formation of the state image in the mass media (in particular, the image of Russia in the print media of Transnistria), while creating a full-fledged emotional image, a strong impression, as well as a certain psychological attitude, which influences the perception of Russia on the international scene.