В статье выявляются возможные варианты соотношения морали и политики, среди которых самого Макиавелли (только благая политическая цель оправдывает любые средства), макиавеллистский (цель оправдывает любые средства) и гуманистический (благая цель может быть достигнута только благими методами). Устанавливается принципиальная разница указанных вариантов понимания соотношения политики и морали, отмечается, что макиавеллистский вариант вовсе нельзя назвать политикой, так как такая деятельность в высшей степени преступна. Пацифистское непротивленчество также рассматривается как аморальное. Утверждается, что решение современных глобальных как международных, так и внутренних проблем возможно лишь на основе гуманистической политики ненасилия (непротивление злу насилием, что не исключает, а иногда нуждается в сопротивлении злу силой), принципы которой открыты еще в «осевое время» мировыми религиями и философией, развиты И. Кантом, Ф. Достоевским, Л. Толстым, Махатмой Ганди, М.Л. Кингом и др.
In the theses, through a prism of N. Machiavelli’s creativity, it is possible logically distinguish three variants of a correlation between morals and policy: itself Machiavelli (only the virtue political aim justifies any means), Machiavellism (the aim justifies any means) and humanistic (the virtue aim can be achieved only by virtue methods).The basic difference of the specified variants of understanding of a correlation between morals and policy is established. It is marked, that Machiavellism cannot be named a policy at all; as such, activity is extremely criminal offence. The pacifism is also named as immoral. The decision of modern global both international, and internal problems can be reached only on the basis of a humanistic policy which principles are opened in «axial time» by world religions and philosophy, are advanced by I. Kant, F. Dostoevsky, L. Tolstoy, Mahatma Gandy, M.L. King, etc.