ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В УЧЕНИИ Т. ГОББСА В РУСЛЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Статья, состоящая из двух частей, посвящена исследованию учения Т. Гоббса сквозь призму параметров постнеклассической науки. В первой части описываются истоки происхождения естественного права и закона, а во второй - государства. Базисным элементом указанной эпистемологической программы являются саморазвивающиеся нелинейные информационные образования человека, представленные «Я»-квазипаттерном, «я»-протопаттерном и«я»-паттерном. В процессе научной рефлексии автором выявлено, что, во-первых, основу естественного права в учении английского мыслителя составляют положения: а) двухуровневая структура естественного права конституируется «Я»- квазипаттерном и «я»-протопаттерном; б) Гоббс различает естественное право и естественный закон. Во-вторых, для предотвращения состояния «bellum omniumcontra omnes» и соблюдения естественных законов люди вынуждены были заключить общественный договор, представляющий собой результат фиксации определенного состояния правосознания индивидуумов. В-третьих, в целях поддержания порядка и контроля за соблюдением договора, люди передают свою свободу единому лицу (собранию лиц), в котором и состоит сущность государства - «смертного бога Левиафана».

THE ORIGIN OF THE JUSTICE AND THE STATE IN THE DOCTRIN OF HOBBES WITHIN THE FRAMES OF POSTNONCLASSICAL SCIENCE

The article consists of two parts, devoted to the Hobbes' doctrine through the light of parameters of postnonclassical science. The first part describes the origins of natural justice and the law, and the second part - a state. A basic element of the given epistemological program is nonlinear Self-developing informational human entities provided by “Self” quasi-pattern, the “Self” protopattern, the “Self” pattern. In the process of scientific reflection the author found that, firstly, the basis of natural justice in the doctrine of English thinker constitute provisions: i). two-tier structure of natural justice is constituted by “Self” quasi-pattern and the “Self” protopattern; ii). Hobbes distinguishes between natural justice and natural law. Secondly, in the order to prevent condition «bellum omniumcontra omnes» and observance of the natural laws people were forced to enter into a social contract, which is a result of fixing a certain condition of individuals' justice. Thirdly, in the aim of maintain the law and order and enforcement of the treaty, people transfer their freedom to a single person (assemblage of people), which is the essence of the state - "mortal god Leviathan".

Number of issue
20
Language
Russian
Pages
78-83
Status
Published
Year
2015
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
state; decoherence; people; information; pattern; justice; law and order; "Self" quasi-system; государство; право; декогеренция; народ; информация; правосознание; паттерн; квазисистема "Я"
Share

Other records

Бондарчук Н.В.
Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. Новосибирский государственный технический университет. 2015. P. 27-31
Адонина Л.В., Фисенко О.С., Чернова Н.В.
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Научно-информационный издательский центр и редакция журнала Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. P. 119-121