Развитие частного бизнеса в ракетно-космической отрасли: тенденции и перспективы

Предмет/тема. Развитие частного предпринимательства в ракетно-космической отрасли является достаточно новой тенденцией. Если в начале 2000-х гг. предприниматели заявляли о своих амбициозных планах в области космоса, то последние несколько лет наблюдается реализация задуманных программ, а также рост числа частных компаний в космической сфере. Цели/задачи. Цель работы состоит в исследовании тенденций и перспектив развития, а также роли частного бизнеса в системе экономических отношений, возникающих в процессе становления и укрепления ракетно-космической отрасли на национальном и глобальном уровнях. Методология. Теоретико-методологической основой исследования служит общенаучная методология, предусматривающая применение таких подходов, как диалектический анализ и синтез, статистические наблюдения, сравнения, индукция и дедукция. Источниками информации служат научные публикации и интервью российских и зарубежных специалистов ракетно-космической отрасли, материалы крупнейших мировых СМИ в сфере космонавтики, действующие нормативно-правовые акты и официальные данные отчетов авторитетных исследовательских организаций в области космической деятельности. Результаты. Проведен краткий обзор существующих частных проектов в области космоса. Выявлены наиболее привлекательные для частного бизнеса сегменты космической деятельности. Проанализировано значение частной инициативы для развития космической деятельности государств. Перечислены условия и факторы, способствующие формированию предпринимательства в космической сфере, в частности, описаны основные инструменты политики США в данной области. Указаны возможности и перспективы запуска устойчивой модели бизнеса в области космоса. Особое внимание уделено вопросам формирования частного сектора в ракетно-космической отрасли России. Обсуждение/применение. Полученные результаты будут полезны органам государственной власти, ответственным за развитие ракетно-космической промышленности, а также частным компаниям и предпринимателям, желающим с выгодой для себя создавать и реализовывать проекты в сфере космической деятельности. Выводы/значимость. В ходе проведенного исследования выявлено присутствие частной инициативы во всех сегментах космической деятельности, даже высокотехнологичных. Лидером по количеству частных компаний в области космоса являются США. Частный бизнес является источником оптимальных решений, инноваций и эффективной формой участия в коммерческой деятельности. Создание благоприятных условий в России для развития частного бизнеса в космической деятельности является необходимым, поскольку во многом будет способствовать устранению причин системного кризиса в отечественной ракетно-космической промышленности.

Development of private business in the rocket-and-space industry: trends and prospects

Subject Development of private business in the rocket-and-space industry is a fairly new trend. If in the early 2000’s entrepreneurs announced their ambitious plans in the field of space, during recent several years it is possible to observe the implementation of the conceived programs, as well as the growing number of private companies in the sector. Objectives The study aims at analyzing trends, development prospects, and the role of private business within the system of economic relations that arise in the course of formation and strengthening of the space industry at the national and global levels. Methods The theoretical and methodological framework for the paper is a general scientific methodology involving the application of such approaches as dialectical analysis and synthesis, statistical surveys, comparison, induction and deduction. The information sources include scientific publications and interviews with Russian and foreign experts in the space industry, the world famous mass media in the field of astronautics, effective laws and regulations, and official reports of recognized research organizations in the space activities area. Results The article presents a brief review of existing private projects in the field of space and identifies the most attractive segments of the space sector for private business. I have analyzed the importance of private initiatives for the development of national space activities, and described the conditions and factors that contribute to the formation of entrepreneurship in the rocket and space area, in particular, the main tools of the US government policy in this area. I pay particular attention to the formation of the private sector in the Russian rocket-and-space industry. Conclusions The study reveals the availability of private initiative in all segments of space activities, even in high-tech ones. The USA is a leader in terms of a number of private companies operating in the space area. Private business is a source of optimal solutions, innovation and an effective form of participation in commercial space activities. It is crucial to create favorable conditions in the Russian space area for private business development, as in many ways, it will help eliminate the causes of systemic crisis in the Russian rocket-and-space industry.

Authors
Number of issue
25
Language
Russian
Pages
57-71
Status
Published
Year
2015
Organizations
  • 1 People’s Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation
Keywords
rocket-and-space industry; private sector; entrepreneurship; commercialization; strategic planning; космическая отрасль; частный сектор; предпринимательство; коммерциализация; стратегическое планирование
Share

Other records