ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НЕВЕРБАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ РЕСПОНДЕНТОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА)

Качество социологической информации напрямую зависит от качества инструментария. В статье представлены результаты эксперимента, направленного на оценку перспективности применения анализа невербальных проявлений эмоций и искажений ответов, как реакций респондентов на вопросы анкеты, содержащей сенситивную тематику, при работе с ней в пилотажных исследованиях для дальнейшего определения ее качества. Для достижения этой цели был использован методический эксперимент, включающий наблюдение, анкетирование, интервьюирование, исследовательскую триангуляцию. Доказана эффективность фиксирования и анализа невербальных реакций человека на вопросы анкеты в пилотажных исследованиях с целью определения качества анкеты. Установлено, что во время работы с анкетой респонденты демонстрируют мимические проявления примерно в 2,5 раза чаще, чем жестикуляцию, и в 5 раз чаще, чем изменение позы. Установлено, что демонстрация респондентами при работе с анкетой в пилотажных исследованиях невербальных проявлений негативных эмоций (страха, отвращения, раздражения) служит поводом для доработки анкеты. Удивление и веселье в меньшей степени угрожают качеству социологической информации, однако в ряде случаев это также является основанием для доработки анкеты.

DEFINING THE QUALITY OF SOCIAL TOOLS THROUGH ANALYZING NONVERBAL RESPONDENT REACTIONS (EMPIRICAL DATA)

The quality of sociological information directly depends on the quality of the sociological survey tools. This article presents results of the experiment that aims at measuring how productive it is during the pilot studies to analyze nonverbal cues of emotions and insincerity as reactions of respondents containing sensitive themes. The study reveals that recording and analyzing nonverbal reactions during the pilot studies is extremely effective. Respondents use mimics 2.5 times more often than gestures, and 5 times more often than changing postures. The findings suggest that the nonverbal demonstration of negative emotions such as fear, disgust, or irritation requires further refinement of the questionnaire. Surprise and joy threaten less the quality of sociological data; however, sometimes these emotions may also be reason for further improvements in the questionnaire.

Authors
Publisher
Открытое акционерное общество Всероссийский центр изучения общественного мнения
Number of issue
5
Language
Russian
Pages
26-31
Status
Published
Year
2013
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
sociological questionnaire; nonverbal cues; basic emotions; methodological experiment; question wording; sociological survey tool; социологический инструментарий; социологическая анкета; невербальные признаки; базовые эмоции; методический эксперимент; формулировка вопроса
Share

Other records