Патриотические настроения: дилемма "родина или государство"

Патриотизм рассматривается в статье как один из сложнейших для эмпирического «измерения» социальных феноменов, поскольку составляющие его элементы носят скорее дискурсивный характер, чем детерминированы объективными факторами. Для корректной интерпретации результатов многочисленных социологических опросов, посвященных патриотическим настроениям авторы предлагают дополнить их двумя «измерениями», чтобы контекстуализировать стандартные данные о патриотизме молодых поколений новыми акцентами, которые позволят преодолеть дилемму «родина или государство» в трактовках данного понятия. Первое измерение включает в себя оценку общего социального настроя через социальные страхи и уровень социального доверия; второе измерение включает в себя геополитическую обеспокоенность, т.е. оценку положения страны на международной арене и образы стран-соседей.

Patriotic mood: the dilemma of ‘homeland or state

The article considers patriotism as one of the most difficult social concepts to be ‘measured’ for it has different ‘dimensions’ that are discursive rather than determined by objective factors. To interpret the results of sociological surveys correctly the authors suggest to add two new ‘dimensions’ to the study of patriotism to contextualize the typical empirical data on the patriotic mood of the younger generations with the data that allow to overcome the dilemma of ‘homeland or state’ when talking about the Russian patriotic mood. The first dimension consists of the general social mood estimated through two key indicators - social fears and social trust; the second dimension consists of the geopolitical awareness, i.e. includes the perception of one’s country as a geopolit- ical actor and the images of neighbouring countries.

Authors
Publisher
Гуманитарный институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет транспорта (МИИТ)"
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
31-38
Status
Published
Year
2018
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
  • 2 Moscow, Russia
  • 3 RUDN University, Moscow, Russia
Keywords
patriotism; social fears; social trust; geopolitical awareness; student youth; survey; патриотизм; социальные страхи; социальное доверие; геополитическая озабоченность; студенческая молодежь; опрос
Share

Other records