В статье исследована динамика понятия «литературный герой». В фольклоре и древнерусской литературе герой был образом позитивным, эталоном нравственности. Но постепенно он начинает пониматься лишь как действующее лицо литературного произведения, синоним персонажа. Он мельчает, приобретает негативные, критические черты антигероя. В XIX веке это тип маленького человека, не отвечающего за свою жизнь, не способного к осознанному бытию. Современная литература отказывается от изображения персонажа-раба, олицетворяющего пороки общества, и обращается к поиску героя в первоначальном значении.
In article dynamics of the concept "literary hero" is investigated. In folklore and Old Russian literature the hero was a positive image, a moral standard. But gradually it starts being understood only as a character of the literary work, a synonym of the character. It becomes shallow, gains negative, critical lines of the anti-hero. In the XIX century it is type of the little person who isn't responsible for the life not capable to conscious life. Modern literature refuses the image of the character slave personifying defects of society and addresses to search of the hero in initial value.