В статье сопоставляются три стихотворения, объединённые общей темой и общей реминисценций (на стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»). Во всех трех случаях под мотивом выхода на дорогу подразумевается путь духовный. Но то, что у Лермонтова было посмертной дорогой духа, передачей его состояния в иномирном бытии, у Гумилева становится путем духовного самосовершенствования личности, а у Мандельштама - способом постижения мира и ответом на вопрос, как гармонизировать действительность. Интертекстуально перекликается со стихотворением Лермонтова одиннадцатое стихотворение мандельштамовского цикла «Восьмистишия». В статье предлагается гипотеза, почему именно оно является заключительным, объясняющим композицию и содержание всего цикла.
The article compares three poems, united by a common theme and general reminiscences ( on Lermontov's poem " I go out on the road... "). In all three cases the motive for entering the road meant spiritual path. But what Lermontov was posthumous expensive spirit, transfer its state in Otherworldly being, Gumilev becomes the path of spiritual self-identity, and Mandelstam - way of understanding the world and the answer to the question of how to harmonize reality. Intertextually echoes the poem Lermontov eleventh Mandelstam poem cycle " Octets ". The paper proposes a hypothesis why it is the final, explaining the composition and content oftheentirecycle.