В статье исследуется обширный круг работ Л.Н.Гумилева, дается философский анализ и систематизация основных понятий теории этногенеза и пассионарности. Отмечено глубокое влияние его новаторских идей на систему взглядов идейно-философской школы Евразийства, понятия «этногенез» и «пассионарность». Раскрывается методы исследования им образования и дезинтеграции этнических групп, влияние их на становление и эволюцию классического Евразийства в первой четверти XX-го века. Исследование проблематики этноса возможно на стыке трех наук: истории, географии (ландшафтоведения) и биологии (экологии и генетики). Исследование проблематики этноса возможно на стыке трех наук: истории, географии (ландшафтоведения) и биологии (экологии и генетики). Автор придерживался комплексного подхода и принципа объективности. В работе также применялся метод сравнительно-философского анализа. В ходе исследования источники и литература были использованы в соответствии с правилами академической этики. В рамках теории этногенеза развитие каждого этноса рассматривается как органическое явление, как развитие живого организма. Пассионарность формирует этносы, а от изменения во времени количества пассионариев изменяется и возраст этноса, то есть фаза этногенеза. Независимо от расовой принадлежности, культурных особенностей могут возникать некие моменты, которые в одном случае позволяют создавать дружественные этнические связи, а в других случаях этнический контакт становится нежелательным или даже доводит до кровопролития. Стереотип поведения меняетсяся в зависимости от фазы этногенеза. Высший расцвет культуры сопровождается спадом пассионарности. Этносы существуют в равновесии с родным ландшафтом. Решающим фактором в определении суперэтноса, по мнению Гумилева, служит не размер, и не мощь его, а исключительно степень межэтнической близости.