ОТНОШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ К РЕФОРМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 1918 ГОДА

В статье анализируется отношение российской творческой интеллигенции к реформе русского языка 1918 г. Основной источник исследования - свидетельства современников. Изучаются мемуары И.А. Бунина, З.Н. Гиппиус, В.В. Набокова, И.А. Ильина, В.В. Иванова, П.Н. Сакулина, Ф.А. Брауна, К.Н. Кульман и др. В работе показано, что отношение творческой интеллигенции к декрету «О введении новой орфографии» было неоднозначным. Тема постреволюционных преобразований привлекала множество ученых, однако вопросы, касающиеся реформы русского языка 1918 г., рассматривались преимущественно в работах филологов и лингвистов. Данное исследование рассматривает отношение творческой интеллигенции, в том числе и эмигрантов, к данным реформам. Изменение правописания 1918 г. - сложная и неоднозначная проблема, требующая тщательного изучения как с культурной, так и с исторической точки зрения. В ходе исследования были выявлены четыре причины, повлиявшие на отношение творческой интеллигенции к реформе русского языка. Первая причина - социокультурная: орфография воспринималась как одна из основ культуры. Ее изменения воспринимались как предательство исторических устоев, нарушение культурных кодов. Вторая причина крылась в том, что реформа, по мнению творческой интеллигенции, представляла собой прямое вмешательство в личную и творческую жизнь. Третья причина была в том, что изменение правописания олицетворяло собой «секуляризацию русского языка». И четвертая, основная причина была сугубо политической. Творческая интеллигенция не могла принять большевистскую революцию и ее последствия, в том числе и реформу орфографии. Употребление «старой» орфографии в эмигрантской среде стало не только протестом против политики большевиков.

The article analyzes the attitude of the Russian creative intelligentsia to the reform of the Russian language of 1918. The main source of research is the testimonies of contemporaries. The memoirs of I.A. Bunin, Z.N. Gippius, V.V. Nabokov, I.A. Ilyina, V.V. Ivanova, P.N. Sakulina, F.A. Brown, K.N. Kulman et al. The work shows that the ratio of creative intelligentsia to the decree "On the introduction of a new spelling" was not unambiguous. The theme of post-revolutionary transformations attracted many scientists, however, questions concerning the reform of the Russian language of 1918 were considered mainly in the works of philologists and linguists. This study examines the attitude of the creative intelligentsia, including emigrants, to these reforms. Changing the spelling of 1918 is a complex and ambiguous problem, requiring careful study both from a cultural and historical point of view. In the course of the research, four reasons were revealed that affected the attitude of the creative intelligentsia to the reform of the Russian language. The first reason - sociocultural: orthography was perceived as one of the foundations of culture. Its changes were perceived as a betrayal of historical foundations, a violation of cultural codes. The second reason was that the reform, in the opinion of the creative intelligentsia, represented a direct interference in personal and creative life. The third reason was that the change in spelling personified the "secularization of the Russian language". And the fourth, the main, reason was purely political. Creative intelligentsia could not accept the Bolshevik revolution and its consequences, including the reform of spelling. The use of "old" spelling in the emigre environment became not only a protest against the policy of the Bolsheviks.

Authors
Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
130-138
Status
Published
Year
2018
Organizations
  • 1 Peoples' Friendship University of Russia
Keywords
revolution; emigration; creative intelligentsia; orthography reform; memoirs; elimination of illiteracy; революция; эмиграция; творческая интеллигенция; реформа орфографии; мемуары; ликвидация безграмотности
Share

Other records

Kudinov S.I., Kudinova I.B., Ho V.Q.
Психология образования в поликультурном пространстве. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина". 2018. P. 40-52