В статье анализируется надёжность и валидность (адекватность) тестов как средства оценивания коммуникативной и предметно-профессиональной компетенции. Рассматриваются вопросы альтернативных форм педагогических, лингводидактических измерений: портфолио, кейс-измерители, компетентностные тесты, on-line тесты и др. Существующая к настоящему моменту типология портфолио свидетельствует о системности и систематичности сбора информации об обучаемом. Экспериментально и в реальном учебном процессе доказана мотивирующая роль кейс-измерителей. Применение компетентностных тестов в обучении иностранцев русскому языку сопряжено с невозможностью трактовки компетентности как суммы коммуникативных либо предметных знаний и умений. В этой связи возникает задача создания комплексных тестов, проверяющих многокомпетентностную подготовку иностранных учащихся в области русского языка (языковая, речевая, социокультурная, социальная, стратегическая, предметная и др. компетенции). Обращение к точным методам, имеющемуся опыту, инновациям в контрольно-оценочных процессах позволит разрабатывать индивидуальные программы обучения, преодолевать низкую объективность и прогностичность контроля, формировать реальную систему управления качеством обучения иностранцев русскому языку.
The article deals with reliability and a validity (adequacy) of tests as means of estimation of communicative and subject and professional competence. Questions of alternative forms of pedagogical, linguistic didactics measurements are considered: a portfolio, case measuring instruments, competence tests, on-line tests, etc. The typology of a portfolio existing to the present moment testifies to a systematic character of information collection about trainee. Experimentally and in real educational process the motivating role of case measuring instruments is proved. Application of competence tests in teaching Russian to foreigners is interfaced to impossibility of treatment of competence as the sums of communicative or subject knowledge and abilities. In this connection there is a problem of creation of the complex tests checking polycompetence preparation of foreign pupils in the field of Russian (language, speech, sociocultural, social, strategic, subject and other competences). The appeal to the exact methods, available experience, innovations in control and estimative processes will allow us to develop individual programs of training, to overcome low objectivity and a control predictability, to form a real control system of quality of teaching Russian to foreigners.