Настоящая статья имеет своей целью на основе культурологического подхода к праву выявить методологические особенности формирования понятийно-категориального ряда при исследовании федеративных отношений. В статье с междисциплинарных позиций анализируются обусловленные особенностями политической и правовой культур логические конструкции, логико-языковые, лингвистические формы, отражающие специфику федерализма, на основе чего обосновывается вывод о том, что говорить о единстве его понятийных характеристик в масштабах всего исторического периода его существования непродуктивно. Автор доказывает, что понятие федерализма исторически обусловлено и изменчиво, зависимо от конкретно-исторических и социально-культурных условий, в которых федерализм проявляется на том или ином этапе своего существования. Отражая изначально специфические формы межгосударственного взаимодействия, понятие федерализма. являясь продуктом западной политической и правовой культур, к настоящему времени претерпело в их контексте существенные изменения и обозначает особые политические отношения внутри государства между различными уровнями публичной политической власти, а также специфику функционирования гражданских институтов в обществе. В статье обосновывается вывод о том, что, с точки зрения понятийно-категориального аппарата, можно три подхода к определению федерализма, отличающиеся друг от друга широтой объема понятия, а также степенью применимости соответствующей трактовки в условиях типологически иных, неевропейских политических и правовых культур. Так, федерализм может отражать образ жизни, принципы организации общества, идеологию, специфику политической и правовой культуры и определенные культурно-исторические тенденции, характеризующие общество; федерализм может пониматься как идеология и принцип организации политических отношений в широком смысл слова - то есть не только отношений между субъектами государственной власти, но и отношений между государством и гражданским обществом; федерализм может реализовываться исключительно в политических отношениях между органами государственной власти различного уровня, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Если первые два подхода не универсальны, то третий подход, представляющий собой учет формальных, но не сущностных характеристик федерализма, с известной долей условности может претендовать на свое применение в различных культурно-исторических контекстах.
the present article is intended to reveal methodological features of formation of concepts and categories in researches of the federal relations on the basis of culturological approach to law. The author analyses from interdisciplinary positions the logical models, linguistic forms reflecting specifics of federalism and being a part of the respective political and legal culture. The conclusion is that it is unproductive to speak about unity of its conceptual characteristics in the frames of historical period of its existence. The author proves that the concept of federalism is historically caused and changeable, dependent on concrete historical and cultural conditions in which the federalism is shown at different stages of its existence. Reflecting initially specific forms of interstate interaction, concept of federalism, being a product of the western political and legal cultures, has so far undergone essential changes and designates the special political relations in the state between various levels of the public political power, and also specifics of functioning of civil institutes in society. from the point of view of the concepts and categories, three approaches to definition of federalism are possible. They differ from each other by the volume of the concept of federalism, and also by the degree of applicability of the corresponding treatment in the conditions of typologically other, non-european political and legal cultures. So, the federalism can reflect the way of life, the principles of the organization of society, ideology, specifics of political and legal culture and certain cultural and historical tendencies characterizing society; the federalism can be understood as ideology and the principle of the organization of the political relations in wide sense - that is not only the relations between subjects of the government, but also the relations between the state and civil society; the federalism can be implemented only in the political relations between public authorities of various level, and also between public authorities and local governments. If the first two approaches aren't universal, then the third approach representing the formal, but not substantial characteristics of federalism, may be applied in various cultural and historical contexts.