В работе рассмотрена проблема выделения названий непредметных (синий, зеленый, и т.д.) и предметных цветов (лимонный, розовый и т.д.). Методом многомерного шкалирования цветовых названий построены семантические пространства: общее, пространство предметных и непредметных названий. Непредметные цветовые названия образуют более устойчивую конфигурацию точек-стимулов, по сравнению с конфигурацией предметных цветовых названий. Это позволяет связать формирование непредметных цветовых названий с психофизиологическим устройством цветового зрения, тогда как формирование предметных цветовых названий определяется речевым опытом.
The paper examines the problem of generation of colour names that are not associated with objects (e.g., blue, green) and the object-associated ones (e.g., lemon, rose). Using multidimensional scaling of colour names, a universal semantic space for object-associated and non-object-associated colour names was obtained. Non-object-associated colour names provided a more stable configuration of stimulus points, compared to object-associated ones. The results suggest that generation of non-object-associated colour names is determined by psychophysiology of colour vision, whereas the generation of object-associated ones involves verbal experience.