Особенности механизма освоения школьниками нравственных ценностей представляют собой совокупность взаимосвязанных элементов, с одной стороны; актуализация внешнего фактора - это сочетание педагогических воздействий, семейного влияния и влияния среды на нравственное становление личности; с другой - развитие внутреннего фактора - актуализация процесса самовоспитания, включающего следующие его звенья целостной структуры: нравственная потребность - мотив - цель - исполнение - самоконтроль. Следует заметить, что эти звенья взаимосвязаны и находятся во взаимодействии друг с другом. Из всего многообразия воздействий среды на личность в исследовании рассмотрено педагогическое влияние, которое несет в себе специализированную систему знаний, отраженных в учебно-воспитательных планах, программах, пособиях и необходимые для жизни и деятельности в обществе.