В статье предпринимается попытка изучения феномена лидерства в Индии, которая учитывало бы как его объективные, так и субъективные факторы. Автор приходит к выводу, что поведение лидеров и последователей во многом определяется их принадлежностью к разного рода первичным аскриптивным группам. Отношения между ведущими и ведомыми строятся по принципу «патрон-клиент», когда разного рода ресурсы и покровительство со стороны первых обмениваются на политическую поддержку со стороны вторых. Один из главных элементов ситуации, в рамках которой разворачивается процесс лидерского взаимодействия, - вертикальная и горизонтальная фрагментированность общества, в котором одновременно присутствуют как традиционные, так и современные слои, а также ячейки кастового, религиозного и этнолингвистического характера. Подобный дуализм, как представляется, отвечает интересам индийской политической верхушки, так как предоставляет большие возможности для политической мобилизации.
In the article the author undertakes the examination of political leadership in India paying attention to its objective as well as subjective aspects. Leaders' and their followers' behavior is greatly influenced by their membership of the basic ascriptive groups. The relations between those who lead and those who follow them are the patron-client relations. Resources and protection are exchanged for political support. The author regards vertical and horizontal social divisions, the coexistence of traditional and modern layers as well as the existence of caste, religious, ethnic and linguistic groups as the important features of the leadership situation This duality, as author argues, serves the interests of the Indian political elite, as it provides it with much opportunity for political mobilization.