В статье рассматривается история зарождения и функционирования одной из национальных секций Международного Теософического Общества - Русского Теософического Общества вне России в 1920-1930-е гг. Показано, что данная организация идейно и структурно продолжила в эмиграции работу Российского Теософического Общества, зарегистрированного в России в 1908 г., созданного под влиянием учения Е.П. Блаватской, Анни Безант. Автор реконструировал общую картину работы Отделов (Лож) и кружков организации в Европе, Азии, Америке в рассматриваемый период. В статье показано, что русская секция была одной из 41 национальных секций, Ложи и видные представители которой были связаны с Международным Теософическим Обществом через систему конгрессов, собраний, спонсорскую поддержку. Показаны связи организации с международными межконфессиональными организациями, раскрыта роль общества в пропаганде теософского учения среди эмигрантов и молодежи через систему публичных лекций, издание регулярного теософического журнала «Вестник», организацию праздников и экскурсий, работу детских и юношеских школ - «Золотая цепь», «Орден рыцарей Круглого стола», деятельность таких организаций, как «Теософическая молодежь», «Мировой Теософический Университет». Доказано, что по своей идейной основе Русское Теософическое Общество вне России было оккультно-мистической организацией, нетрадиционная религиозность которой была реакцией на духовный кризис первой трети XX в. Эмигрантские отделения общества были для русских эмигрантов также местами встречи с соотечественниками, моральной поддержки, т.е. выполняли компенсаторную функцию. Установлено, что идейные воззрения теософов не являлись христианскими, хотя они себя таковыми позиционировали. Теософами было предложено эклектическое знание (сочетающее оккультизм, сциентологические (наукоподобные) воззрения, восточные культы), которое является базисом современной вневероисповедной религиозности, идейной основой деятельности множества новых религиозных движений.
The article is devoted to the history of origin and functioning of the national sections of the International Theosophical Society - the Russian Theosophical Society in emigration. It is shown that this organization ideologically and structurally continued in emigration the work of the Russian Theosophical Society, registered in Russia in 1908, created under the influence of the teachings of H.P.Blavatsky, Annie Besant. The author has reconstructed the general picture of the work of the departments of the organization in Europe, Asia and America in 1920-30 years. The article shows that the Russian National Section was one of 41 national sections. The connection between lodges and prominent representatives of the movement with the International Society is shown through a system of congresses, meetings, joint lectures, sponsorship. The author has shown the organization’s links with international inter-confessional organizations, the role of society in propaganda of theosophical teaching among emigrants and youth. It is proved that, on an ideological basis, it was an occult-mystical organization whose unconventional religiosity was a consequence of the spiritual crisis of the first third of the 20th century. Emigrant sections of the society were also places of meeting with compatriots for Russian emigrants, moral support, performed a compensatory function. It is established that the ideological views of the Theosophists were not Christian, although they positioned themselves as such. Theosophists proposed eclectic knowledge combining occultism, scientological (scientific-like) views and oriental cults, which is the basis of modern non-religious religiousness, the ideological basis for the activity of many new religious movements.