О том, что такое государство и в чем состоит цель этого важнейшего феномена социального устроения человека, написано много. Но, вступив в XXI век, можно констатировать парадоксальное: не написано практически ничего. Образ социального мира, олицетворением которого выступало национальное государство, по мнению ряда исследователей, стремительно изменяется. Государство «исчезает» на наших глазах: видоизменяются его функции и прерогативы, преобразуется власть и изменяется ее природа, формируется сетевое политическое пространство и т.д. Процесс трансформации государства протекает на фоне новых явлений современности, находящихся порой в глубоком противоречии друг с другом: глобализации и устойчивого развития; нового мирового порядка и строительства объединенной Европы; формирования многополярного мира и прогнозов относительно будущего столкновения цивилизаций. Исторические вызовы современности требуют изменения всей архитектоники социальных процессов. Как реагирует на эти вызовы государство? Является ли оно активным субъектом происходящего, вписывается ли в современность или же его историческая миссия постепенно утрачивается, а на авансцену выходят новые экономические и политические акторы? Проблемы трансформации государства связаны с эволюцией и самого процесса управления социально-политическими процессами. Каковы модели публичного администрирования? Почему столь актуальны реформы публичного администрирования, начавшиеся в Европе с 80-х гг. XX века? На эти вопросы автор стремится дать ответ в предлагаемой читателю статье.
Regarding globalization in the focus of social transformation, it is important and crucial to demonstrate the process of systemic qualitative changes within society, which are taking place today in every corner of the world, no matter how far they may stand from "globalization", or how invulnerable their locality may seem at first sight. It is impossible to ignore the real ongoing process of social transformation, asking for conceptualization and control: the very nature and function of the state as the most important socio-political institution of modernity is changing today; its functions being redistributed onto the supranational and sub-national levels. There is an active quest for the optimal model of the State System; and questions of state sovereignty are regarded as the most urgent legal and political problems; the world political process is becoming more and more multifaceted; a global political system is being formed, that includes the world-wide institutions and movements, as well as trans-governmental and non-governmental organization; the institutional business, political, humanitarian environment is being intensively transformed, with new social and personal identification niches being constantly formed, and life styles - always mutating. An active quest for the new models of democracy and direct democratic participation in response to the intensifying tendencies of social inequality and direct deregulation of economy is taking place as well. It is very important in such condition to study evolution of public management from "old public management" to "new public management", differences between "public management" and "public administration".