Экономические и политические вызовы сильно отображаются на различных отраслях транспортной системы, и гражданская авиация не исключение. Она тесно связана с общими мировыми и национальными макроэкономическими тенденциями. Во время экономических спадов авиакомпании практически самыми первыми сталкиваются с серьезными трудностями в обеспечении эффективной и бесперебойной операционной деятельности. Коронакризис стал для отрасли авиации самым трудным за всю историю ее существования: авиакомпании были вынуждены на время полностью перестать осуществлять пассажирские авиаперевозки во время первой волны пандемии, а во время второй и третьей волн - вовсе работать себе в убыток. Авиация была отнесена к отраслям экономики, в наибольшей степени пострадавшим от пандемии коронавируса COVID-19. В 2022 году отрасль начала оправляться от коронавирусных ограничений, следствием которых стало значительное снижение пассажиропотока в 2020-2021 годах, демонстрируя его устойчивый рост как на внутренних, так и на международных линиях, но появились новые вызовы, среди которых, в частности: ограничения на выполнение полетов гражданских воздушных судов, находящихся в эксплуатации российских авиаперевозчиков и/или зарегистрированных в РФ, санкционное давление на промышленный комплекс страны с целью снижения ее экономического развития и конкурентоспособности на мировом рынке и др. Цель статьи - оценка влияния пандемии COVID-19 на сферу авиаперевозок в России, выявление проблем, с которыми столкнулась авиационная отрасль, и анализ их воздействия на основные операционные и финансовые показатели деятельности российских авиакомпаний на примере крупнейшей частной авиакомпании, входящей в перечень системообразующих организаций РФ, - S7 Airlines. Согласно полученным в ходе исследования результатам, выявлено значительное снижение операционных и финансовых показателей в рамках всей отрасли авиаперевозок, и в частности, в компании S7 Airlines, являющейся одним из лидеров отрасли в России. Основные проблемы отрасли, выявленные в ходе исследования, - низкий объем отечественного производства самолетов, снижение пассажиропотока, олигополизация отрасли, снижение количества воздушных судов в парке российских авиакомпаний.
Economic and political challenges are strongly reflected in various sectors of the transport system, and civil aviation is no exception. Civil aviation is closely related to the general global and national macroeconomic trends. During economic downturns, airlines are almost the very first to face serious difficulties in ensuring efficient and uninterrupted operational activities. The coronacrisis became the most difficult for the aviation industry in the entire history of its existence: airlines were forced to completely stop carrying out passenger air transportation during the first wave of the pandemic, and during the second and third waves - to work at a loss at all. Aviation was attributed to the sectors of the economy most affected by the COVID-19 coronavirus pandemic. In 2022, the industry began to recover from coronavirus restrictions, which resulted in a signiicant decrease in passenger traffic in 2020-2021, demonstrating its steady growth, both on domestic and international lines, but new challenges have emerged, among which, in particular: restrictions on flights of civil aircraft operated by the Russian air carriers and/or registered in the Russian Federation, sanctions pressure on the industrial complex of the country in order to reduce its economic development and competitiveness in the world market, etc. The goal of the article is to assess the impact of the COVID-19 pandemic on the sphere of air transportation in Russia, identify the problems faced by the aviation industry, and analyze their impact on the main operational and financial performance of the Russian airlines on the example of the largest private airline included in the list of backbone organizations of the Russian Federation - S7 Airlines. According to the results obtained during the study, a signiicant decrease in operational and inancial indicators was revealed within the entire air transportation industry and, in particular, in S7 Airlines, which is one of the industry leaders in Russia. The main problems of the industry identified during the study are the low volume of domestic aircraft production, a decrease in passenger traic, the oligopolization of the industry, a decrease in the number of aircraft in the leet of the Russian airlines.