В статье рассматриваются основные аспекты и особенности цифровизации, ее актуальность и особенности влияния на продуктивность деятельности и управления предприятием, технологии и особенности работы с информацией, влияние цифровизации на развитие не только предприятия, но и отечественной экономики в целом. Автор делает акцент на то, что применение инновационных технологий, хотя и предоставляет достаточно большие преимущества для компании, однако выдвигает для руководителей организаций серьезные требования в сфере управления и организации рабочего процесса, а также требует повышения знаний, умений и навыков в области IT-технологий и менеджмента. Это в свою очередь предполагает проведение сравнительно большого объема работ на всех управленческих и технических уровнях, а также готовность к постоянным изменениям в соответствии с условиями современного рынка и экономики. В статье также проведен анализ существующих проблем, рисков и возможных угроз развития цифровизации и ее составляющих, обеспечивающих стимуляцию развития процесса инновационной деятельности в рамках отечественных предприятий. Цель статьи - выявление основных составляющих процесса цифровизации, обоснование особенностей влияния эффекта внедрения цифровых технологий на систему работы, а также внутреннего маркетинга в операционной деятельности отечественных предприятий. Постановка проблемы. Острая конкуренция, унифицированность и многообразие предоставляемых товаров и услуг в современных рыночных условиях вынуждает многих руководителей компаний выстраивать, развивать и укреплять долгосрочные клиентоориентированные партнерские взаимоотношения. Такой подход позволяет фирме в долгосрочной перспективе сохранять стабильные позиции на рынке и повышать конкурентный потенциал (за счет устойчивого роста продаж, а также увеличения общей эффективности деятельности). Влияние различных тенденций современного рынка обусловливает актуальность постоянных преобразований, проявляющихся: в модернизации бизнес-процессов, а также товаров и услуг; преобразовании различных систем управления товаров и услуг; динамичном развитии маркетинга и цифровых, а также интернет-технологий в бизнес-среде, различных систем управления и т.д. Повышение конкурентных преимуществ положительно сказывается на экономическом благосостоянии компании. Наличие широкой клиентской аудитории, а также развитие маркетинговой и инновационной деятельности, включающих применение цифровых технологий, дает компании огромные экономические и конкурентные преимущества. Это в свою очередь обусловливает необходимость четкого понимания тонкостей построения цифрового маркетинга (цифровизации), особенностей его влияния на маркетинг услуг, экономическую и общую эффективность деятельности компании. Актуальность выбранной темы. На данный момент вопросы цифровизации весьма актуальны в связи с постоянно меняющимися условиями и требованиями современного рынка, особенно учитывая тот факт, что технологии цифровизации буквально «проникли» во все сферы деятельности существующих компаний. Экономический кризис и постоянно растущий уровень инфляции настоятельно требуют от современных компаний комплексного подхода при внедрении цифровых технологий управления с целью минимизации рисков повышения синергетического эффекта в ходе применения внутреннего маркетинга. Следует отметить, что на данный момент по сравнению с зарубежными конкурентами в России наблюдается низкий уровень применения цифровых технологий в деятельности отечественных предприятий. Обусловлено это в том числе и тем, что существовавшая уже давно реальная необходимость повышения уровня использования организациями в рабочем процессе информационных технологий не реализовывалась достаточно длительное время. Изменения в законодательных и нормативных документах касательно активного введения цифровизации начали постепенно вводить уже только ближе к маю 2017 г. Оперативное реагирование на быстрое изменение требований рынка в условиях конкурентной борьбы, а также применение информационных технологий позволяет организациям успешно коммерциализировать и внедрять инновации, что как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе способствует повышению эффективности деятельности предприятия, а также обеспечению получения ею сверхприбыли. Таким образом, изучение возможностей цифровых решений и технологий в управленческой и инновационной деятельности, а также особенностей влияния цифровизации на систему управления предприятием и его инновационную деятельность является весьма важным и актуальным вопросом современности, требующим тщательного анализа.
The article is devoted to the consideration of the main aspects and features of digitalization, its relevance and the features of the impact of digitalization on the productivity and management of an enterprise, the technologies and features of working with information, the impact of digitalization on the development of not only the enterprise, but also the domestic economy as a whole. The author makes a big emphasis on the fact that the application of innovative technologies, although it provides sufficiently large advantages for the company, nevertheless puts forward rather high requirements for the heads of organizations in the field of management and organization of the work process, and also requires increasing knowledge and skills in the field of IT -technologies and management. This, in turn, involves a fairly large amount of work at all managerial and technical levels, as well as a willingness to constantly change to the conditions of the modern market and economy. During the article, an analysis of existing problems, risks and possible threats to the development of digitalization, as well as its components, providing stimulation of the development of the process of innovative activity within the framework of domestic enterprises, was also carried out. The purpose of the article is to identify the main components of the digitalization process, to substantiate the features of the effect of the introduction of digital technologies on the work system, as well as internal marketing in the operational activities of domestic enterprises. Formulation of the problem. Intense competition, uniformity and variety of goods and services provided in modern market conditions forces many company leaders to build, develop and strengthen long-term customer-oriented partnerships. This approach allows the company in the long term to maintain a stable position in the market and increase its competitive potential (due to the steady growth of sales, as well as an increase in the overall performance). The influence of various trends in the modern market determines the relevance of constant transformations, manifested in: modernization of business processes, as well as goods and services; transformation of various management systems for goods and services; the dynamic development of marketing and digital, as well as Internet technologies in the business environment, various management systems, etc. Increased competitive advantage has a positive effect on the economic well-being of the company. The presence of a wide client audience, as well as the development of marketing and innovation, including the use of digital technologies, gives the company enormous economic and competitive advantages. This, in turn, necessitates a clear understanding of the intricacies of building digital marketing (digitalization), the features of its impact on marketing services, the economic and overall performance of the company. The relevance of the selected topic. At the moment, digitalization issues are quite relevant in connection with the constantly changing conditions and requirements of the modern market, especially considering the fact that digitalization technologies have literally “penetrated” all areas of the existing companies. The economic crisis and the ever-increasing inflation rate literally require modern companies to take an integrated approach to the introduction of digital management technologies in order to minimize the risks of increasing the synergetic effect in the application of internal marketing. It should be noted that at the moment, compared with foreign competitors in Russia there is a low level of digital technology in the activities of domestic enterprises. This is due, among other things, to the fact that the long-existing real need to increase the level of use by organizations in the work process of information technologies has not been realized for a sufficiently long time. Changes in legislative and regulatory documents regarding the active introduction of digitalization began to be gradually introduced, only closer to May 2017. Rapid response to rapid changes in market requirements in a competitive environment, as well as the use of information technology, allows organizations to successfully commercialize and introduce innovations, which both in the short and long term helps to increase the efficiency of the enterprise, as well as ensuring that it makes superprofits. Thus, the study of the possibilities of digital solutions and technologies in managerial and innovative activities, as well as the features of the impact of digitalization on the enterprise management system and its innovative activities, is a very important and relevant issue of our time, requiring careful analysis.